Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вернуться к обычному виду

Правовая оценка действий сотрудников полиции, Причиняющих вред лицу, совершившему преступление, В процессе его задержания

03.07.2013

Право на задержание лица, совершившего преступление, имеют все граждане независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Все  же  в  большинстве  случаев задержание производится сотрудниками полиции и другими представителями власти, осуществляющими обязанности по охране общественного порядка.
Сотрудники полиции как самая обширная категория субъектов задержания также имеют право в процессе задержания причинять задерживаемому вред, но в рамках той нормативной базы, которая закреплена в таких Федеральных законах, как "О полиции" и "О внутренних войсках Министерства внутренних дел". Они действуют более профессионально, но иногда и их действия оцениваются как эксцесс задержания. Главный вопрос - это тяжесть причинения вреда здоровью и соблюдение соразмерности при причинении задерживаемому вреда.
Причины низкой эффективности деятельности сотрудников ОМВД по задержанию лиц, совершивших преступления  самые  разные. Но нельзя забывать, что сотрудники полиции очень часто рискуют при этом жизнью и здоровьем. Во многом еще подводит низкая правовая грамотность, хотя и сами законы подчас не создают правовой основы их профессиональной деятельности.
При этом ст. 2 Закона "О полиции" определяет основные задачи полиции, среди которых важнейшими признаются обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Для выполнения этих задач сотрудник полиции наделен обязанностями и правами, в том числе связанными с возможностью причинения вреда правонарушителям и лицам, совершившим преступления. Но другие статьи этого Закона изобилуют оценочными понятиями, неправильное толкование которых приводит к ошибкам и эксцессу задержания.
Закон "О полиции" предусматривает исчерпывающий перечень случаев, при которых сотрудники полиции имеют право применять физическую силу, специальные средства и табельное огнестрельное оружие. Случаи эти якобы ограничены фактами задержания лиц, совершивших лишь определенные преступления, такие как: захват заложников, побег из-под стражи, групповые или вооруженные нападения на граждан, их жилища или помещения юридических лиц; при массовых беспорядках, захвате зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; а также при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности. При этом лица, совершившие указанные преступления, должны оказывать сопротивление или пытаться скрыться. В иных случаях Закон "О полиции" не предоставляет возможности сотрудникам полиции причинять вред задерживаемым преступникам.
В Законе говорится о наиболее опасных преступлениях. В действительности речь идет о тяжких и особо тяжких преступлениях, перечень которых не установлен. Но в одном автор высказанной точки зрения прав. Такое положение не соответствует положениям ст. 38 УК РФ, которая не содержит ограничений на причинение вреда лицу, совершившему любое преступление, в процессе его задержания. Возникает правовая коллизия, требующая законодательного решения. Это необходимо потому, что некоторые сотрудники полиции полагают, что они в первую очередь должны выполнять предписания Закона "О полиции" как акта прямого для них назначения. 
С другой стороны, данные анонимного опроса показывают, что почти каждый второй сотрудник, причем преимущественно имеющий значительный стаж работы в ОМВД, предпочтет не применять вверенные ему оружие или специальные средства при задержании лиц, совершивших преступления, т.к. полагает, что придется долго "отписываться" о правомерности своих действий. Сотрудники полиции обязаны четко и точно знать основания и порядок причинения вреда задерживаемому при его физическом (а не процессуальном) задержании, учитывая не только Закон "О полиции", но и положения ст. 38 УК  РФ.
Наиболее жесткие меры при задержании могут быть применены на основании ст. 23 Закона "О полиции". Данная норма регламентирует основания и порядок применения огнестрельного оружия. Это считается оправданным для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также для пресечения побега из-под стражи.
Важно обратить внимание на несколько моментов: во-первых, необходимо говорить не только о тяжких, но и об особо тяжких преступлениях; во-вторых, правомерным такое задержание будет при условии, что подозреваемый должен быть точно известен сотруднику полиции или застигнут на месте преступления, а не обнаружен позднее. 
Особенно остро этот вопрос встает при оценке фактов причинения задерживаемому смерти в процессе его задержания. Нередко подобные случаи признаются эксцессом задержания, и вопрос рассматривается в рамках ч. 2 ст. 108 УК РФ (убийство при превышении мер, необходимых для задержания преступника).
При этом важно выделить и особые признаки правомерности действий сотрудников ОМВД при задержании подозреваемых, а также положения, при которых действия сотрудников будут рассматриваться как превышение мер, необходимых для задержания.
Во-первых, незаконное применение сотрудником полиции огнестрельного оружия и других средств при выполнении служебных обязанностей расценивается как превышение должностных полномочий, прежде всего тогда, когда он не находился в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости принятия мер к задержанию лица, совершившего преступление.
Во-вторых, ответственность за причинение задерживаемому смерти в процессе его задержания (убийство при эксцессе задержания) возможна только при наличии умысла с его стороны. Такие действия наказуемы и в том случае, когда смерть причиняется женщинам с видимыми признаками беременности, лицам с явными признаками инвалидности и малолетним, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также лицам, пытающимся скрыться за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, не отнесенных к преступлениям против жизни, здоровья и собственности. 
По поводу причинения смерти террористам следует сказать особо. Статья 22 Федерального закона "О противодействии терроризму" признает правомерным деянием лишение жизни лица, совершающего террористический акт. Однако не уточнено в тексте Закона, кому такое право предоставляется. Тем более что в других законах это положение до настоящего времени не отражено.
В-третьих, причинение смерти задерживаемому будет признаваться преступлением и в том случае, когда такие последствия наступили не в процессе задержания, а уже после того, как подозреваемый перестал скрываться и не оказывает сопротивления. Но в этом случае действия задерживаемого должны квалифицироваться не как эксцесс задержания, а как расправа, т.е. простое либо квалифицированное убийство.

Помощник  прокурора  района  Яковенко  И.Г.


Возврат к списку