Антониева пустыньС чего начинался наш город? Сколько лет нашему поселению? На эти и некоторые другие вопросы постараемся ответить в этой статье. Прежде всего, надо понимать, что прародители жили здесь тысячи лет тому назад. Свидетельство этому - экспонаты покровского музея, пришедшее к нам из времен еще первобытных людей: каменные топоры, осколки керамики, наконечники стрел и копий, найденные в наших местах. Но эти тысячелетия жизни наших предков, к сожалению, не зафиксированы в документах. Первая дата в летописях или других источниках, относящаяся к данному поселению, и считается датой его рождения. Долгие годы первоисточником для нас считалась запись в книге П.Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» (С.-П., 1877г.), который, в свою очередь, использовал писцовые книги Переславля-Залесского. Павел Строев, ординарный академик Императорской Академии наук, член археографического общества, пишет: «Я начал приводить в порядок хронологические списки епархиальных владык и настоятелей монастырей от времен древних до начала XVIII столетия». В главе XXIII – описание Владимирской епархии (учреждена в 1215г.). Среди монастырей под номером 50 числится Антониева пустынь: «Антоновский, в г. Покрове, в 1679 г. приписан к дому патриаршему; существовал в начале XVIII века. Игум. Варлаам, 1643. Покровского Антонова, в Аргуновской волости: Игум. Елисей, 1506-16. - Феогност, 1527. Строит. Сергий, 1634. Покровского (в городе Покрове, какого?): Игум. Авксентий, 14 авг. 1761 перев. из Вязниковского Благовещенского. Игум. Харлапий 10 сент. 1761 перев. в Вязниковский Благовещенский. Покровского, на Богоне, упом. при митрополите Всероссийском Ионе: Игум. Лев 1461-73. - Константин, 1524. Один - ли это монастырь или разные? «На большой Владимирской дороге» т.е. где Покров. Переяславского Залесского Покровского, домового патриаршего, строит. Иона, в янв. 1635. Переяславского Залесского Покровского, Антониевой пустыни: Игум. Макарий, 1 окт. 1668. - Сергий, в сент. 1670. Казнач. Моисей, в янв. 1673. Игум. Иосиф, в июле 1673». В этом тексте самое раннее упоминание об игумене Льве (1461-73 гг.). Но и сам Строев сомневается, идет ли здесь речь о нашем монастыре или о каком то другом. В своих сомнениях Строев прав: Покровский монастырь на реке Богон тоже во Владимирской епархии, но в другой местности, севернее нашего поселения. Важно то, что монастырь на Богоне упоминается в разных источниках только как Покровский, а прообраз нашего города, наш монастырь везде называется Антониева пустынь (Онтоньев, Антонов): «Переславского уез. Онтоньева пуст. Покровского монастыря», «Покровский Антониев монастырь Аргуновской волости», «Антониева Покровская мужская пустынь» и т.д. В писцовых книгах Переславля-Залесского 1628-31 гг. «монастырь отмечен отдельно, под названием – «Антониева пустынь»; на монастыре церковь Покрова Пресв. Богородицы с приделом св. Симеона, древяна клецки, строение приходских людей» (Ушаков «Спутник по Владимирской губернии» 1913 г.). И в послании царю Петру I, преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского о разрешении на строительство новой Введенской пустыни, сказано так: «Переславского уезда Залесского Борисоглебского стана, Патриаршего домового Покровского села, что бывала Антониева пустынь…» Таким образом, Покровских монастырей на Руси было много, в том числе и Покровский на Богоне, но Покровский монастырь со вторым названием Антониев был именно здесь. Итак, по Строеву, первыми в нашем монастыре упоминаются игумены Елисей (1506-16 гг.) и Феогност (1527 г.). Но замечательный, талантливый краевед, кропотливый архивист открыл новую дату образования нашего поселения, которая состарила его на 100 лет. Нина Васильевна Большакова, знаток древних актов и архивных сокровищ, пишет: «Таким образом, по нашей гипотезе, основание Покровского монастыря Антониевой пустыни могло произойти за сто лет до общепринятой даты, примерно около 1408 года, после опустошительного набега на Русь золотоордынского эмира Едыгея.» (Материал обл. краеведческой конференции, Владимир 2003 г.). Теперь зададимся вопросом, кто основал наш монастырь в начале 15 века, а, скорее всего, и раньше? «В то время как возвышалась Москва, неподалеку от нее, в 60 верстах, возник новый монастырь, который оказал много услуг России, сделался одной из главных святынь ее и до сих пор привлекает к себе целые толпы молельщиков. Основателем его был Св. Сергий Радонежский. В страшные времена татарского владычества русские люди находили единственную отраду и утешение в молитвах к Богу, и поэтому многие удалялись в леса и пустыни и там основывали монастыри: в одном XIV веке их основано было до 80». («Отечественная история», С.Рождественский. С.-П. 1910 г.). Вероятнее всего наша пустынь одна из них, образована последователями «игумена земли Русской» Сергия Радонежского, основателя Троице - Сергиева монастыря. Уединенные кельи пришедших в наши места монахов, их безмолвное отшельничество привлекало сюда и других людей, стремившихся посвятить себя служению Богу. Собравшаяся братия образовывала монастырское сообщество, местность рядом с монастырем постепенно заселялась. Бывало часто на Руси, что через некоторое время настоятель или один из его учеников, мог снова удалиться в «пустыню», и тогда возникал новый монастырь. Происходило окультуривание дикой природы, расчистка леса под пашню. Наш земляк, замечательный русский историк В.О.Ключевский так описывал этот процесс: «вокруг пустынного монастыря образовывались мирские, крестьянские поселения, которые вместе с иноческой братией составляли один приход, тянувшиеся к монастырской церкви. Если монастырь исчезал, крестьянский приход, вместе с монастырской церковью, оставался… Так из одиноких разобщенных местных явлений складывалось широкое колонизационное движение, которое, исходя из нескольких центров, в продолжение четырех столетий проникало в самые неприступные медвежьи углы и усеивало монастырями обширные лесные дебри средней и северной России.» Такова судьба большинства монастырских слобод, в том числе и нашей, покровской. Русские слова «слобода» и «свобода» не просто похожи по звучанию. Слободские жители в отличие от посадского люда находились в привилегированном положении. На поселенцев патриарших вотчин распространялись льготы: неподсудность светскому суду, освобождение от некоторых государственных налогов и повинностей. Слобода, где жили наши предки, по тем временам довольно свободные, так называемые «бобыли», «служки», а также «торговые, промышленные и рукодельные люди», и образовала облик будущего села Покровского. Очень важно для нас понять, где же все-таки находилась Антониева пустынь? По всем данным, это то самое место, где сейчас стоит наша покровская церковь. Подтверждение этому в книге «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии» (Владимир 1897г.) там написано: «В настоящее время в Покрове существует старинная пятиглавая каменная церковь. Можно думать, что она построена еще до упразднения Покровской Антониевой пустыни». В «трудах Владимирского губернского научного общества по изучению местного края» тоже утверждается, что церковь построена до 1679 года. То, что внутренняя часть храма осталась до наших времен с XVII века, утверждала и И.Мурашова, научный сотрудник ЦГИА. Значит, наша Покровская церковь в каменном исполнении стояла уже в Антониевой пустыни, позднее, конечно, видоизменившись. И воспоминания старожилов тоже подтверждают это. В районе рынка при рытье колодцев находили очень древние предметы. Жители «церковного дома» при рытье погребов нашли захоронение девушки (одна коса, на голове повязка), которая была похоронена явно по православным обычаям (останки тогда перезахоронили). Итак, Антониева пустынь стояла там, где сейчас Покровская церковь, в низине у реки Шитка, слобода подмонастырская за Шиткой. Первоотцы наши, пустынники-монахи искали уединенные места для тихого служения Богу. Это потом Покров шагнул в гору, выстроил на ней высоченный Троицкий собор. Именно рядом с Покровской церковью нами установлена, с согласия городских властей и священника Свято Покровского храма отца Леонида (Беспалова), памятная доска со следующим содержанием: «Здесь в XV в. была основана Антониева пустынь (по главному храму, Покровский мужской монастырь), с нее и ведет начало наш город. Основателям Антониевой пустыни, первым иегуменам Елисею и Феогносту, последователям великого светильника земли Русской прп. Сергия Радонежского и всем праотцам нашим установлен этот памятный знак». Интересен для нас и другой вопрос: а почему Антониева пустынь носила именно такое название? Пустыни, монастыри часто носили имя их основателей (Антониев Сийский по имени Святого Антония, основавшего монастырь на северной речке Сие, Антонов монастырь в Великом Новгороде, который основал Святой Антоний Римлянин, по преданию приплывшей сюда по морю на камне). Святых, с именем Антоний много, но по моим скромным исследованиям, жизнь ни одного из них не связана с нашими местами. Значит, это был старец-основатель пустыни с таким именем, или монастырь был назван в честь одного из Святых Антониев, например, Святого Антония Киево-Печерского. Он был особо почитаем в Православной Руси, так как с устава, введенного им по образцу Афонских монастырей, образовывались уставы других российских монастырей. Следующая для нас тема – принадлежность Антониевой пустыни к определенной территории, ее подотчетность церковным и государственным властям. Н.В. Большакова пишет, что еще в XV в. Василий I, сын Дмитрия Донского, пожаловал Троице-Сергиеву монастырю «всю Клязьму не возбранно», и Антониева пустынь была в ведении этого монастыря. Наш монастырь мог быть «приписанным» к Троице-Сергиеву, его филиалом без «посягательств на автономность». В книге «Переславская десятина…» о пустыни написано так: «Церковь Покров Святыя Богородицы монастырь особняк, Антониева пустынь…». «Такой монастырь «особняк» составлял не братство, а товарищество, объединявшееся соседством, общим храмом, иногда и общим духовником. Другие селились в пустыни человека по два, по три и более в отдельных кельях по соседству, образуя небольшие отшельнические поселки…образовывалось скученное поселение, заводились общие работы …«древие посекая и землю очищая к насеянию плодов земных», отшельники начинали «обще ясти воединой храмине», по выражению одного жития, являлась нужда построить для умножавшейся братии просторный храм с общей трапезой. Так особное житие само собою переходило в общежитие». «Общежительный монастырь - это монашеская община с нераздельным имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой…». И третий вид иночества в древней Руси – отходное житие, ему «посвящали себя люди, стремившиеся жить в полном пустынном уединении, пощении и молчании…» (В.О Ключевский, «Русская история» М. Эксмо 2005г.». У Строева читаем, что в 1635 году наш монастырь был домовой Патриарший. С 1649 года управлением монастырями стало осуществляться монастырским приказом, который проводил государственно-финансовую политику в церковных и монастырских вотчинах. Монастыри лишались подавляющего большинства своих городских владений – торгово-ремесленных слобод и дворов на пасадах. Произошло усиление контроля государства над монастырями и ограничение роста монастырской земельной собственности. Но церковные власти, конечно, старались компенсировать эти потери, что им иногда удавалось. «В 1674 году патриархом стал Иоаким…, а в 1676 году царем стал царевич Федор Алексеевич… Во время недолгого правления царя Федора Иоаким выступал на защиту своих владений, на защиту привилегий всей церкви. В 1678\79гг. патриарх Иоаким возбудил дело о компенсации за отобранную у Патриаршего Дома в 1649 г. подмосковную Савинскую слободу. Иоаким добился приписки к Дому Покровского монастыря (Антониевой пустыни) с крестьянами (37 дв.), рыбными ловлями и со всеми угодьями в Переяславль – Залесском уезде… В декабре (1683г.- от авт.) он получил от правительства Софьи жалованную грамоту на приписанный к Дому в 1678/79гг. Покровский монастырь (Антониева пустынь) в Переяславль – Залесском уезде». Рождение и существование Антониевой пустыни относится к сложным и трудным временам становления Российского государства. Возникла пустынь в те времена, когда Иоанн III, вероятно, покончил с татарским игом. Это были времена собирания Руси, когда сын Иоана III Василий III и внук Иоан IV Грозный присоединяли к Москве Псковские, Рязанские, Новгородские и многие другие земли, когда строили колокольню Иоанна Великого, а Ермак покорял Сибирь. В тяжелые «смутные» времена самозванцев поляки и шведы огнем и мечом прошли по нашей округе, сожгли Антониеву пустынь, перебили почти всех жителей. Уцелевшие наши предки шли ополчением на помощь Минину и Пожарскому выбивать врагов из Москвы. А в 1613 году, как и на всей Руси, в Антониевой пустыни служили благодарственный молебен с колокольным звоном на избрание на царствование Михаила Федоровича Романова. Короткое время «успокоения» государства, и снова- Стенька Разин, жестокий церковный раскол при Патриархе Никоне… Все эти события так или иначе отзывались на жизни наших предков. У меня нет данных о том, какой была пустынь в начале. Некоторые данные есть по XVII в: У Ушакова: «Близ пустыни была подмонастырская слободка; в ней жили белый поп Евсевий, дьячек и пономарь. В пользу этого причта имелось пашни церковной «худые земли» по 10 четв. в поле и сенного покоса на 20 копен. В той же слободке было 4 двора монастырских служек, 7 дворов монастырских детенышей, 16 дворов бобыльских и 5 дворов пустых, из которых «жители сбежали в 135 (1627) году». 1627,28,29 годы – «В слободе показано 3 дома церковного причта, 4 дв. служных, людей в них тож, 7 дв. детенышей с 20 чел., 17 дв. бобыльских, людей в них 34 чел и 6 дв. пустых, всего 34 двора; пустоши – Белое, Власово, Дмитрево, Небылое, Овсяниково, Старое Домашнее; в них пашни паханой худой земли по 20 чет. И переложной по 35 чет; да лесом поросло по 40 чет; итого, по 95 чет. в поле, а в двух по тому ж, сена 655 копен, леса пашенного 20 дес. и непашенного 47 дес.» («Труды Вл. губ. науч. общ.») Выпись с писцовых книг 1627, 28,29 годов на владение бывшей Антониевой пустыни Покровского монастыря (Губ. вед. 1867 г. №19, 21): «И по Государеву Цареву и Великаго Князя Михаила Федоровича всея Руси указу та примерная земля во всех трех полях тридцать по три чети дана к Покровскому монастырю к Онтоньеве пустыне к прежней их монастырской пашне и всего под Покровским монастырем и около монастырские слободы по мере монастырские пашни паханые и перелогом и лесные по пашне поросли худые земли и с примерною землею опричь церковной пашни пятдесят две чети с третником в поле, а в двух потому ж…подле Шитцкого озера две десятины с полдесятиною до болотнаго лесу, что в середнем поле пять десятин…а межа Покровского монастыря Антоньевой пустыни да монастырские пустоши Власовы с землею и с лесом окольничего князя Семена Васильевича Прозоровскаго вновь от Владимирской дороги…на праве земля Покровскаго монастыря, а на леве земля Володимирской ж дороги от прудища вверх до первой же грани что на ели окольничего князя Семена Васильевича Прозаровскаго…» (далее дается очень подробное межевание между владениями Антониевой пустыни и владениями Прозоровских, где упоминаются Бятское (Вятское) озеро, Шитское озеро, реки Шитка и Клязьма, Овсянниково болото, деревни Омельянцево (Емельянцево), Домашнево, Перепечино). «142г.(1633г.) мая 25 Покровского монастыря, Антониевы пустыни строителю старцу Сергию, по патриаршему имянному приказу, в монастырь в келарскую пробратию на судовую покупку, на ставцы и на блюда и на лошки и на скатерти рубль дано». 1639 год – 51 двор, дани взято 15 алтын; 1640 год – дани взято 25 алтын и 2 деньги; 1653 год – дани взято 2 руб., 27 алтын, 5 денег и гривна (дань явно увеличивается, видно растет количество дворов); 1654 год – моровое поветрие, многие умерли; 1672 год – произошел большой пожар; 1677-78 годы – 36 дворов в них 106 чел. и 1 двор пустой; 1679 год –«5 лавок, 3 «анбара», 3 двора церковного причта и 37 дворов крестьянских, бобыльских и вдовьих, рыбные ловли, пустоши и сенные покосы, между прочим «озеро Вятское, посреди его остров, на острову церковное кладбище». Интересно, что по другим данным в 1678 году было до 132 дворов в пустыни. Показание священников всегда были занижены по сравнению с показанием переписных книг, составленных государственными чиновниками, которые ревизовали состояние монастырей. Это объясняется очень простой причиной: таким образом можно было занизить подати («Переславская десятина жилых данных церквей и пустовых оброчных земель», «Труды Владимирского губернского научного общества по изучению местного края»). «Квитанция в получении денег с старосты села Покрова, что ныне город Покров. Лет 1710 года февраля в 9 день по указу Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодерждца по грамоте из поместного приказа взято в Ево Великаго Государя казну в Переславском уезде Залесскаго на съезжем дворе Борисоглебскаго стану вотчины Патриаршей Антониевы пустыни села Покрова с тридцети со шти дворов, того ж стану погосту Воскресения Христова, что за боярином за князь Петром Ивановичем Хованским с трех дворов…девять рублев. Платил деньги села Покрова староста Матвей Иванов» (К.Тихонравов Вл. губ. вед. неоф. часть. 1866г. №43). Но монастырю недолго осталось существовать. «В исходе XVII ст. Антониева пустынь прекратила свое существование, и ее каменная церковь, построенная до 1679 г. была обращена в приходскую. Но 1708-1710 г. на острове Вятского озера возник новый монастырь Островско-Введенская пустынь, основанная монахами упраздненной Антониевой пустыни» («Труды Вл. губернского научного общества»). «На наш взгляд упразднение сверху и соответствующего указа не было, а пустынь самораспустилась из-за отсутствия монашествующих. Такие обители назывались «запустевшими», и о таких случаях упоминает В.В. Зверинский. В 1695 г. Антониева пустынь еще упоминается в записных книгах патриаршего дворцового приказа, а в 1705 г. по свидетельству переписной книги Переславль-Залесского уезда… ее уже не существует. Там сказано: «Патриарша домовая слобода село Покровское, что была Антониева пустынь, на большой Володимерской дороге и на речке Шитке, а в ней церковь Покрова Пресвятые Богородицы»». (Большакова Н.В.). В 1696 году началось единодержавие Петра I, и в этом же году он в своих указах от епархиальных архиереев ежегодно представлять отчеты о доходах и расходах монастырей в большой Приказ Большого Дворца, «без промедления» составить описи монастырей и монастырских владений. В 1701 году вышел указ Петра, где написано: «В монастыри монахам и монахиням давать определенное количество денег, хлеба в общежительство их, а вотчинами им и никакими угодьями не владеть, не ради разорения монастырей, но лучшего ради исполнения монашеского обещания». Небольшие монастыри подлежали объединению с ближайшими обителями или упразднению, а церкви становились приходскими. Видно эти указы и послужили упразднению нашего монастыря на рубеже XVII-XVIII веков. «Название «Патриаршее домовое село Покров, что была Антониева пустынь» становится официальным названием бывшей слободы вплоть до образования Синода в 1721 году. После этого оно будет называться «Синодальным селом Покров, что была Антониева пустынь». В 1738 г с переходом села в светское ведомство коллегии экономии…будет называться экономическим селом… (Большакова «Древний Покров» М. 2003г.). «По манифесту с 1764 года Покровская слобода была секуляризована вместе с другими вотчинами духовного ведомства, а в 1778 году обращена в город Покров Владимирской губернии». («Труды Вл. губернского научного общества»). Нет сомнения, что наш город начинался именно с древнейшего монастыря - Антониевой пустыни. Мы благодарны нашим далеким предкам, которые пришли сюда 6 столетий назад и основали наше поселение. Их жизнь сопровождалась великими трудами, бедствиями, войнами. И мы им должны быть благодарны, что не запустело поселение, что продолжало быть, развиваться, чтобы потом превратиться в город Покров - центр лучшего уезда Российской империи. Л.Б. Колосова, директор Покровского краеведческого музея. |