Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вернуться к обычному виду

Храм села Иваново

Часть I

История Тихвинской иконы Божией Матери пересекается с историей древнего княжеского рода Прозоровских. Для нас история этой семьи интересна потому, что именно князья Прозоровские построили в селе Иваново храм в честь этой иконы.

Род князей Прозоровских полагает свое начало от святого князя Давида Федоровича Ярославского, скончавшегося в 1321 году. Непосредственно князья Прозоровские начинаются от Ивана Федоровича, представлявшим собой XVII колено от Рюрика. Был он четвертым сыном Федора Михайловича, удельного князя Моложского, который получил во владение село Прозорово в Моложском уезде Ярославского княжества. Его сын, Андрей Иванович, в хрониках XV века уже пишется князем Прозоровским.

Андрей Иванович из удельных князей Прозоровских в 1508 году переходит в служилые князья. О его внуке, князе Александре Ивановиче известно, что в 1563 году он являлся воеводой Полоцким, а затем воеводой передового полка. По словам князя Курбского, князь Александр Иванович Прозоровский был «погублен», т.е. убит Иоанном отразил нападение литовцев и взял знамя пана Яна Сапеги. По приказанию государя князь Василий Иванович был убит своим же братом, Никитой Ивановичем, которого князь Курбский называет «безумым».

Нас с вами более всего интересует внук князя Александра Ивановича, князь Семен Васильевич Прозоровский, в жизни которого и произошла чудная встреча с Божией Матерью. На всю оставшуюся жизнь эта встреча связала род Прозоровских с Ее иконою «Тихвинская».




Часть II

В самом начале XVII века кн. Семен Васильевич Прозоровский уже опытный воин. В 1608 г. он ведет войско на помощь коломенским воеводам, где побивает много поляков и изменников. В 1612 г. Семен Васильевич сражается под руководством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, а на следующий год участвует в земском соборе, избравшем на царство Михаила Федоровича Романова. В 1613 г. он руководит детьми боярскими, дворянами и казаками в боях против атамана Заруцкого, а потом был послан воеводой в Тихвин. Здесь, под стенами Тихвина и Тихвинского монастыря, князю Семену Васильевичу Прозоровскому и его товарищу Л.А. Воронцову - Вельяминову с небольшим отрядом защитников пришлось противостоять шведскому войску, руководимому одним из самых способных шведских военачальников Яковом Де-ла-Гарди. Одно время он помогал русским воевать с поляками и казаками, вместе с воеводой князем Скопиным-Шуйским громил отряды грабителей и мародеров, но после смерти Скопина ушел в Швецию. Шведы, видя плачевное положение, сложившееся в то время на Руси захватили Новгородские земли, а Карл-Филипп Шведский предъявил претензии на Московский престол.

Вначале шведам удалось захватить Тихвинский монастырь, но вскоре враг был вытеснен. Воевода Семен Васильевич Прозоровский послал небольшой отряд под начальством Воейкова и Арцыбашева. Отряд подошел к монастырю и вместе с подошедшими царскими войсками нанес одновременный удар по шведам в монастыре. Благодаря таким совместным действиям враг был сломлен и сдался.

В 1613 году Яков Де-ла-Гарди вновь осадил Тихвин. Как и в Троице-Сергиевой Лавре, вместе с защитниками города монастырские стены защищали и монахи. Священники и народ молились перед иконой Богородицы. Во время осады одной благочестивой женщине Марии, недавно получившей исцеление от слепоты у чудотворного Тихвинского образа, было явление Пресвятой Богородицы. Она повелела защитникам обойти крестным ходом с ее чудотворной иконой по стенам монастыря. После того, как повеление Божией Матери было исполнено, шведы внезапно отступили. Появились отряды, посланные из Москвы на подмогу осажденным, но вскоре русские были рассеяны шведами, и те вновь возобновили осаду. Шведский отряд, руководимый Эрнстом Гором, укрепленный литовцами и поляками, представлял собой грозную силу. В осажденном русском стане даже стал поднимался мятеж. Малодушные предлагали сдать монастырь врагу, но вскоре решительные действия воевод подавили мятеж.

Противник, зная обстановку, стал выжидать, делая при этом подкопы под ворота и стены. И вновь Пресвятая Богородица явилась в видении поселянину Григорию. Как доносит до нас предание, Она сказала ему: «Иди, скажи всем сущим в обители, чтобы отогнали от Моего дома свиней, которые все изрыли, подкопались под ворота». Когда весть о явлении Божией Матери стала достоянием всех, защитники ликовали, понимая, что Пречистая Дева Мария не оставляет их в беде. Сразу же отслужили молебен перед чудотворной иконой и после него воины попрыгали со стен монастыря и бросились на врага. Шведы от неожиданности в панике бежали. Русские засыпали подкопы и невредимыми вернулись к своим. На следующий день произошло новое сражение, в котором шведы были полностью разгромлены. 15 сентября 1614 г. враг отступил.




Часть III

Через год Де-ла-Гарди вновь посылает войска на взятие Тихвина. Шведы получили прямое указание разрушить монастырь, храм стереть с лица земли, а «большую русскую икону разрубить на куски». Защитники города, горожане, поселяне испугались угроз противника, испугались из-за своей малочисленности и слабости. Для того, чтобы сберечь святыню, они решили бежать, взяв икону Тихвинскую с собою. В этот момент и произошло чудо: когда образ стали поднимать, его не смогли сдвинуть с места. Народ понял, что Пречистая не хочет покидать монастырь, и Сама будет его защищать. Люди молились в ожидании прихода врага.

Но и шведы шли на неприступный монастырь не без страха. Они предпринимали уже третий поход, два предыдущих похода были неудачными: город, ограждала чудотворная икона Пресвятой Богородицы, а теперь эту икону им было велено «разрубить на куски».

Шведы опасались кары небесной и отовсюду ждали для себя погибели, поэтому неслучайно, когда на берегу реки Сяси они столкнулись с небольшим русским отрядом, то приняли его за большое русское войско и бежали назад. После третьего позорного похода на Тихвин шведы уже не смогли собраться и все их попытки захватить Кольский полуостров, Заонежские погосты, Беломорье, Псков были неудачны. Божия Матерь хранила Русь.

В начале 1617 года в Столбове был подписан мирный договор со Шведами. Перед этой встречей царские послы побывали в Тихвине, отслужили молебен перед образом Божией Матери и получили список с чудотворной иконы. Сам Столбовский мир был подписан перед Тихвинской иконой, шведы возвращали новгородскую землю и отказывались от притязаний на русский престол.

За «Тихвинское осадное сидение» Семен Васильевич Прозоровский получил от царя серебряный кубок и соболью шубу, крытую «виницейским» бархатом, а несколько позднее, в 1624 году, и дворцовое сельцо Ивановское. Это была «съезжая слободка дворцовых волостей» В сельце были двор вотчинников, двор прикащиков, судебная изба, двор земского дьячка, 6 дворов деловых людей и несколько дворов бобыльских.

После Тихвинского сидения Семен Васильевич продолжал удачно воевать против Гонсевского и литовских людей, часто бывал при царском дворе, принимал участие в приеме иностранных послов, исполнял обязанности придворной службы, укреплял, будучи воеводой, крепостные стены Астрахани.

С 1633 года князь Семен Васильевич Прозоровский был послан государем в Смоленск в помощь боярину Шеину. Русское войско героически отражало поляков от города, но силы были явно неравны, а после того, как полякам удалось сжечь г. Дорогобуж с войсковыми припасами и оставить русских без тылового обеспечения, Шеин вынужден был сдать город. Воеводы с войском вернулись в Москву. К этому времени преставился патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, фактический глава государства и покровитель боярина Шеина. Противники Шеина воспользовались моментом свести с ним счеты. Воеводы смоленские, в том числе и князь Семен Васильевич Прозоровский, были обвинены в измене и приговорены к смерти. Но, как сказано в приговоре, по «упрошению царицы Евдокии Лукьяновны, царевичей и царевен, и для твоей князь Семеновой прежней службы...» князь Прозоровский был помилован.

С 1635 года князь Семен Васильевич исполнял придворную службу, много строил и укреплял города вокруг Москвы. В 1646 г. ему царем Алексеем Михайловичем был пожалован чин боярина. Принимал князь Прозоровский участие и в предварительном составлении задуманного царем «Уложения» - свода государственных законов. Участвовал он с государем в литовском походе, где Семен Васильевич занимал положение воеводы большого полка.

Исторические хроники и боярские книги указывают, что в конце своей жизни князь Семен Васильевич был обласкан царем, был богат, знатен, уважаем. Но последние три года его жизни неизвестны, они выпадают из хроник. Известно только, что перед смертью своей он принял схиму с именем Сергия и погребен в Тихвинском Богородицком монастыре, который когда-то защищал. Долгую, беспокойную, полную опасностей жизнь прожил князь Семен Васильевич. И с царями на пирах нередко сиживал, знал и унижение и почет великий, но, видно, никогда не забывал того Тихвинского сидения, той встречи с Божией Матерью, Которой и служил верой и правдой, всей своей жизнью. Где провел он свои последние три года, может быть в монастыре? Возможно, всю жизнь свою мечтал он сделаться незаметным смиренным монахом Тихвинского монастыря и молиться пред чудотворною иконою, перед которой когда-то молился в дни жестокой осады. Об этом мы уже никогда не узнаем, но тот факт, что князь Семен Васильевич Прозоровский принял схиму и остался лежать на монастырском кладбище говорит о многом.




Часть IV

За сто лет до этих событий один из Прозоровских, боярин Федор Андреевич в 1568 г. также принял постриг с именем Феодосий и подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре.

В своем сельце Ивановском князь построил деревянную церковь. В патриаршие окладные книги она была занесена в 1654 г. Из отметки в этих книгах мы знаем, что церковь была устроена во имя Живоначальной Троицы с приделами в честь Пресвятой Богородицы, иконы Тихвинской и святителя Николая Чудотворца. Эта церковь простояла до 1815 года. Построена она была из отборного дуба.

Но вновь вернемся к воспоминаниям о Семене Васильевиче. Пятерых сыновей оставил после себя славный князь Все ни верой и правдой послужили своему Отечеству, а трое из них сложили свои головы в боях с взбунтовавшимся казачеством, водимых известным атаманом Стенькой Разиным.

Князь Иван Семенович, старший из сыновей, будучи стольником, участвовал в русско-польской войне 1632-1633 гг. В 1642 г. был поставлен полковым воеводой в большой полк в Переяславль - Рязанский. Вместе с государем и отцом своим участвовал в войне с поляками за Малороссию будучи полковым воеводою, товарищем главного воеводы. В 1656 г. принимал участие в шведской войне, воевал весьма удачно и в том же году был пожалован боярством. С 1657 по 1667 годы князь Иван Семенович много раз был оставляем на Москве на время отсутствия там государя. Несколько раз он посылался для мирных переговоров со шведами и в 1661 году им был подписан мир в Кардиссе, так что отношения Москвы со Швецией возвращались к условиям Столбовского мира. Хотя он был не выгоден для России, но развязывал руки для войны с поляками за Малороссию.

В 1667 году кн. Иван Семенович был послан воеводою в Астрахань, вместе с ним были посланы: брат его князь Михаил Семенович и стольник князь Львов. Еще со смутных времен Россия страдала от воров и разбойников, постоянные войны, непосильные поборы с людей привели к обнищание народа. Множество беглых бездельников собиралось на Дон. Когда на юге России один из разбойных казацких атаманов Разин поднял бунт против властей, к нему примкнуло множество беглых холопов и казаков.

В 1665 г. старший брат Стеньки Разина, будучи атаманом одной из донских станиц, самовольно покинул войско князя Долгорукого, воюющее с поляками. Его догнали и казнили. Стенька решил отомстить за брата.

Своенравный и непостоянный, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, но вместе с тем неуклонный в принятом решении, был он необыкновенно предприимчивым и деятельным человеком с непреклонной волей, которая могла заставить толпу преклониться перед ним.

Некогда ходил на богомолье в далекий Соловецкий монастырь, впоследствии пренебрег постами и не хотел знать ни таинств, ни священников. Толпа чуяла в нем какую-то небывалую силу, перед которой нельзя было устоять, и называла его колдуном. Жестокий и кровожадный, он забавлялся как чужими, так и своими собственными страданиями. Закон, общество, Церковь - были ему ненавистны. Сострадание, честь, великодушие были ему незнакомы. Это был выродок неудачного склада общества; местью и ненавистью к этому обществу было проникнуто все его существо. Так писал о Разине историк Н. Костомаров. Интересно отметить, что в захваченных Разиным городах жителей заставляли нарушать пост, есть мясо и молоко по средам и пятницам, а если кто не подчинялся могли и убить. Заставляли священников венчать бандитов со вдовами погибших знатных людей. Священников, которые отказавывались подчиниться глумлению над таинством, топили в воде.

Вот такому человеку и должен был противостоять воевода князь Иван Семенович Прозоровский. Но князь был воин и человек широкой души. Все его действия вели на сохранение людей, на попытки замирить народ, вернуть его к службе и полезному труду. Он не учел, что встретился с «беспощадным выродком», ведущим за собою толпу воров и бездельников. Обманом, жестокостью, грабежами ему удалось собрать немалую воровскую ватагу.

Всеобщее предательство и обман привело к тому, что ни на кого из казаков и стрельцов нельзя было положиться. Так войско под командованием князя Львова, высланное князем Иваном Семеновичем Прозоровским на перехват Разин, перешло на сторону разбойника. Все, верные государю люди, были перебиты.

Крепость Астрахани имела довольно крепкие стены и сильный гарнизон. Воевода князь Иван Семенович и его брат Михаил Семенович Прозоровские были опытными воинами и полководцами, но когда они отбивали приступ воровской ватаги, с тыла посадская чернь и стрельцы помогали Разину взобраться на крепостные стены. Воевода заметил свою оплошность, но прозвучали пять выстрелов - это был сигнал о сдаче города.Чернь и бедняки бросились на детей боярских. Кто-то ударил воеводу копьем в живот. Он упал с лошади.Один старый холопснес его в соборную церковь и положил на ковер. Брат воеводы, князь Михаил Семенович был убит наповал. Стрельцы изменили своему воеводе вместе с астраханскими посадскими. Фрол Дура, пятидесятник конных стрельцов, последовал за раненым Прозоровским в церковь и стал в дверях с обнаженным ножом, решившись не иначе пустить казаков в храм как через свое мертвое тело.

Начали сбегаться в церковь все, кому грозила беда от рабов, подначальных и бедняков. Спешили туда женщины с детьми. Прибежал и митрополит. Он был в большой дружбе с воеводой. С плачем припадал святой старик к груди раненого, утешал, исповедал и причастил. Двери храма были заперты железной решеткой. Занималась заря. Казаки с двух сторон входили в город. Толпа их бросилась на соборную паперть. Фрол Дура был изрублен в куски; казаки изломали решетку и ворвались в церковь. Прозоровского вынесли и положили под «раскатом»; затем стали хватать всех бывших в церкви, вязали назад руки и сажали рядом под стенами колокольни в ожидании суда Стеньки.

В восемь часов явился Стенька на суд. Он начал с Прозоровского, приподнял его за руку и вывел на раскат. Все видели, как Стенька сказал что-то воеводе на ухо, а тот отрицательно покачал головой; вслед затем Стенька столкнул воеводу с раската головой вниз. Дошла очередь и до связанных, которых было до четырехсот пятидесяти человек. Всех приказал перебить Стенька... Тела были свезены в Троицкий монастырь и погребены в одной могиле. Тут было и тело воеводы Ивана Семеновича Прозоровского. ...

Перед уходом из Астрахани Стенька потребовал к себе двух сыновей князя Прозоровского, которые скрывались с матерью в палатах митрополита, и приказал повесить за ноги. Потом, снявши старшего, Стенька велел его сбросить со стены, а младшего, восьмилетнего, чуть живого, высечь розгами и возвратить матери. Так описывает взятие и разгром Астрахани Н. Костомаров. На самом деле был казнен князь Борис - младший, восьмилетний, сын воеводы, а Борис - старший, шестнадцатилетний остался жив. Стенька пытался от сыновей воеводы выведать, где находятся его богатства, казна, таможенные деньги. Князь Борис старший отвечал смело и обстоятельно разъяснил, что у воеводы не могла скапливаться большая сумма государственных средств.

По окончании бунта княгиня Прасковья Федоровна вместе со старшим сыном Борисом, ставшим калекой на всю жизнь, вернулась в Москву. Умерла она в 1687 году.

Князь Борис Иванович через два года был сделан стольником, а в 1682 г. уже был боярином. Через семь лет он принимал участие в Земском соборе по вопросу об уничтожении местничества. Впоследствии постоянно сопровождал царя Иоанна по богомольям. С1692 года пять лет был воеводою в Великом Новгороде.

Борис Иванович умер после 1705 года, не оставив потомства. Одна из дочерей бывшего астраханского воеводы княжна Александра стала монахиней Алексеевского монастыря и умерла 77 лет от роду. У князя Ивана Семеновича остался еще один сын, Петр Иванович, который не был с родителями в Астрахани. Он и стал одним из ближайших соратников царя Петра I, хранителем государственной казны.

Родословные книги сообщают, что в Астрахани от рук Разина погиб еще один князь Прозоровский, брат Ивана и Михаила Семеновичей, Петр Семенович старший. Продолжателем династии князей Прозоровских по мужской линии остался князь Петр Семенович младший.




Часть V

Прежде чем мы поговорим о князе Петре Семеновиче младшем и его потомках, необходимо рассказать о князьях Петре Семеновиче старшем и его племяннике, князе Петре Ивановиче.

Князь Петр Семенович большой, посол и воевода. Он, как его братья и отец, принимал участие в Литовском походе и был при взятии Ковны воеводой Ертаульского полка, а потом воеводой в Холмогорах.

В 1662 году кн. Петр Семенович большой вместе с И.А. Желябужским ездил послом в Англию с заданием занять у короля несколько тысяч ефимков и раздобыть денег у тамошних купцов. Встречены московские послы были очень хорошо, в их честь палили из пушек, народ на улицах приветствовал их громкими криками. После отъезда послов, англичане отзывались о Желябужском, как о человеке весьма гордом, а о князе Прозоровском, напротив, писали к своим знакомом в Москву, что «король и думные люди хвалят его за учтивость; что он у короля и у вельмож в славе и чести великой; что весь двор говорит про него все доброе». Впоследствии Петр Семенович был воеводой в Смоленске, а в 1666 г. он присутствовал в Москве в крестовой палате при соборном деянии о низложении Никона из сана патриарха и даже был приставом у Александрийского патриарха Паисия вместо своего племянника князя. Петра Ивановича Прозоровского, посланного провожать Антиохийского патриарха Макария до Астрахани.

Князь Петр Иванович неоднократно обедал с греческими патриархами и у царя, и у московского патриарха. После гибели своего отца князя Ивана Семеновича от рук Разина в 1671 году подал прошение государю о возвращении разграбленного казаками отцовского имущества. Имущество это досталось атаману Ваське Усу, а после его смерти перешло к жене последнего.

В 1676 г. царь Алексей Михайлович перед своей кончиной определил приставниками к царевичу Петру Алексеевичу самых доверенных людей, в том числе и князя Прозоровского. В 1689 г. царь Петр Алексеевич послал князя Прозоровского к своему брату Иоанну, настоятельно требуя выдачи Шакловитого со всеми своими сообщниками. Когда это было исполнено, и Шакловитый, после пытки, раскрыл замыслы царевны Софьи, Петр написал Иоанну Алексеевичу о необходимости отстранить ее от участия в деле управления государством и переменить многих судей в приказах. Письмо заканчивалось так: «А о ином к тебе приказано словесно донести верному нашему боярину кн. Петру Ивановичу Прозоровскому и против сего моего писания и словесного приказу учинить мне отповедь». Приняв управление государством по устранению царевны Софьи, царь Петр поручил князю Прозоровскому Приказ Большой казны и Большого приходу.

В 1696 г. царь Петр Алексеевич предпринял заграничную поездку и на время своего отсутствия из России вверил управление государством боярам Л.К. Нарышкину, Б.А. Голицыну и князю П. И. Прозоровскому. Предоставлялось им право по всем делам военным, посольским и судным распоряжаться с общего согласия, от имени царя.

Во время борьбы Петра Великого со шведским королем Карлом XII князь Петр Иванович оказал государству Российскому большие услуги. После поражения под Нарвой Петр был весьма озабочен проблемой добычи денег. В это время он написал князю Прозоровскому, бывшему тогда не только во главе Приказа Большой казны, но и во главе Оружейной Палаты, чтобы он переделал в деньги всю посуду и все вещи, там хранившиеся, и прислал бы ему необходимую сумму. Князь ответил, что это повеление будет исполнено, и вскоре выслал требуемую сумму нововыбитою серебряною монетою. Когда царь вернулся в Москву после побед, одержанных над шведами в Лифляндии, то выразил сожаление, что нельзя убрать Грановитую палату теми вещами и посудой, которыми она убиралась раньше в торжественных случаях. Но князь Прозоровский сказал, к великому удовольствию царя, что посуду он сберег в кладовых.

«У меня», - сказал он, - на случай нужды сбережена довольно знатная сумма, о которой кроме меня по сие время никто не ведает, и которой еще довольно осталось на таковые нечаянные нужды». При этом он рассказал, каким образом, будучи казначеем уже при царе Алексее Михайловиче, накопил столько денег, и как велел перечеканить часть старой запасной монеты на новый образец. Государь был так удивлен и обрадован, что обнял и поцеловал князя и просил показать, где хранятся остатки денег. «Изволь, покажу, - отвечал князь, - только не прогневайся, государь, с договором: не брать с собою Меньшикова и не открывать ему сей тайны, а то он разметает все остатки те». Получив от царя это обещание, князь ввел его при свете фонаря в один тайник и показал ему целый угол сложенных денег. Петр собственноручно отложил в сторону десять больших мешков с деньгами. «На что это?», спросил князь. "Это тебе", - отвечал государь. «Мне? Я бы мог давно и всею казною сею овладеть, не опасаясь извету, ежели б хотел и не побоялся бы Бога нарушить крестное мое целование. Но мне не надо. Ты знаешь, государь, что я, по милости Божией, предков твоих и твоей, доволен и своим; и при том одну только дочь имею, которая и без того нарочито богата будет».

Князь Петр Иванович имел дочь, княжну Анастасию Петровну (ум. 1722 г.), она была замужем за комнатным стольником Иваном Алексеевичем Голицыным. До последних дней своей жизни Петр Иванович оставался при финансовых делах, будучи хранителем и рачительным хозяином государственной казны.




Часть YI

Сын кн. Петра большого Семеновича, князь Алексей Петрович служил воеводой на Северной Двине. Здесь он отличился в боях со шведским морским флотом. Узнав о том, что четыре боевые корабля неприятеля планируют внезапно напасть и захватить Архангельск, князь Прозоровский сделал необходимые приготовления к приему неприятеля. В результате шведы потеряли фрегат и яхту, которые в целости достались русским. Получив от князя Прозоровского донесение об этом, царь Петр писал Ф.М. Апраксину: «Зело чудесно!.. Сим нечаемым счастьем поздравляем вас. Где чего не чаяли, Бог дал».

После смерти Семена Васильевича Прозоровского село Ивановское перешло его сыну, Петру меньшому Семеновичу Прозоровскому, боярину и воеводе. В 1668 году он был назначен воеводой на Тереке. Родные братья его, князья Иван и Михаил, находящиеся в Астрахани, часто писали на Терек и спрашивали князя Петра о действиях «воровских шаек». По его просьбе прислано ему было из Астрахани 200 ратных людей для защиты от разбойников. После гибели защитников Астрахани, по приказу Стеньки Разина, дважды приходили на Терек казаки с намерением повесить воеводу Прозоровского.

В 1677 году князь Петр воевода в Вятке, а с 1682 года - боярин и наместник Тульский. В 1682 году он переведен воеводой в Киев и воеводствует два года.

С 1684 года начинается сибирский период жизни князя Петра меньшого Семеновича. Два года он трудится в Тобольске. Московское правительство, озабоченное обращением в христианство инородцев, требовало, чтобы крестили их только по свободному желанию, без всякого принуждения. «Для того, что Сибирь государство дальнее, - говорится в грамоте, присланной на имя кн. Прозоровского, - и состоит между басурманских и иных вер много земель, чтоб тем тобольских татар и бухарцев и иных земель приезжих иноземцев не ожесточить, и от государей милости их не отгонять, и Сибирскому государству, какого повреждения не учинить». Как относился к иноверцам князь Петр Семенович неизвестно, но известно, что к раскольникам он относился крайне сурово. Так он отослал одного раскольника, Демку Степанова, из Тобольска на Тюмень в Преображенский монастырь, он приказал троекратно допросить его, и «буде он не покорится, и по указу великих государей..., велеть его, Демку, сжечь и пепел развеять, чтоб отнюдь знаку и костей не было».

К этому же времени относится и нападение китайцев на Даурию, вследствие чего велено было ему собрать 600 служилых людей в Тобольске, Туринске, Верхотурье и Тюмени и послать их в Енисейск, а оттуда в Нерчинск. Известно еще, что князь Петр меньшой Семенович был после Тобольска воеводой в Новгороде.

Из жизни князя Петра Семеновича известен один интересный случай. Еще отцу его, князю Семену Васильевичу, вскоре после Тихвинского сидения, в 1615 г., по его просьбе, государь Михаил Федорович пожаловал в вотчину пустошь Ильинку, что у Гремячего колодезя, промеж села Шухобалова (сейчас Шихобалово, в 21 км. от Суздаля) и деревню Перелог, на плодородных землях Юрьев-Польского стана. Но село Шухобалово и деревня Ильинка с 1558 г. принадлежали Троице-Сергееву монастырю. Кн. Семен Васильевич писал Государю о деревнях как о пустоши, т.е. «порожней земле». Краевед Н. Большакова, которая и описала этот случай, склонна видеть в таком поведении князя Прозоровского лукавство, но если вспоминать историю страшной смуты, то эти поселения в те времена действительно могли представлять собой пустошь. Лавра стала судиться с Прозоровскими за эти земли, но лишь в 1675 г. уже кн. Петр меньшой Семенович вернул земли монахам. Но вернул не по своей воле, а по заступничеству за монастырь преподобного Сергия. Историю о чудесном явлении князю Петру преп. Сергия описывает С. Смирнов, действительный член Императорского общества истории и древностей Российских в 1858 г. Это случилось в 1670 г. в Тереке, где князь был воеводой. Во сне преп. Сергий повелел князю Петру вернуть монастырю не принадлежащую ему деревню, обещая ему в этом случае свое покровительство. Помимо самого князя и его жены, преп. Сергий явился во сне также некоей женщине в черкасских улусах, с целью подтвердить воеводе в подлинность своего явления. Князь Петр вернул деревню монастырю. Об этом явлении он доносит Государю и сведение о нем вносится в судебный акт. Копия с «Правой грамоты 1675 г.», по которой и передавались земли, и в которой описано явление преп. Сергия, хранилась в библиотеке Лавры, а сейчас она находится в отделе рукописей Государственной библиотеки.




Глава YII

Князь Петр оставил четырех сыновей и двух дочерей. Старший сын - князь Андрей - имел сыновей: генерал-аншефа, кн. Ивана Андреевича (умер 1786г.), чья дочь, княжна Варвара Ивановна (род. 1750 г., ум. 1806) стала женой полководца генералиссимуса графа Александра Васильевича Суворова, и другого сына, кн. Михаила Андреевича, принявшего монашество с именем Сергий. Впоследствии он стал 17-м архимандритом Иосифо-Волоколамского монастыря.

После кн. Петра меньшого Семеновича селом владел его третий сын, боярин, князь Никита Петрович Прозоровский, женатый на княжне Марье Михайловне Голицыной. Впоследствии село перешло его сыну князю Александру Никитичу, супругу княжны Анны Степановны Голициной (род. 1687 г., ум. 1772 г.).

К этому времени князья Прозоровские становятся крупными землевладельцами. Их поместья располагаются в Московской, Ярославской, Смоленской и Владимирской губерниях. Только в различных уездах Владимирской губернии им принадлежали села: Фетиново, Железново, Воскресенское-Прозоровское, Чириково, Кайсарово, Рожново, Ивановское-Прозоровских.

Прозоровские всегда благотворили Церкви. Только в нашей местности они вместе с Голицыными отдали озеро Вятское с островами и частью земель, прилегающих к озеру, монахам Введенской Островной пустыни. От села Ивановского до Введенской пустыни была прорублена прямая дорога по кратчайшему пути. По ней Прозоровские ездили на богослужения в монастырь. Там же, в соборном храме, были похоронены князья Иван и Петр Прозоровские, княгиня Анна Борисовна (урожд. Голицына), скончавшаяся в 1772 г. еще при настоятеле Клеопе.

Что касается детей князя Александра Никитича, то, кроме дочери, княжны Аграфены Александровны, имел он двух сыновей, оба сына носили одно имя Александр, и оба пошли по военной стезе, старший дослужился до звания генерал-майора, младший стал фельдмаршалом.

Князь Александр младший Александрович и стал последним владельцем села Ивановское, носящим фамилию князей Прозоровских.

Ни отец, ни дед князя Александра Александровича не оставили после себя в истории нашего Отечества славных деяний, словно бы для того, чтобы сполна свершились они в жизни их потомка. Не так-то просто было заслужить в России звание фельдмаршала. Единицы дослужились до него, а их имена навсегда остались в нашей истории.

Родился будущий фельдмаршал в 1732 году и по обычаю того времени в десятилетнем возрасте был зачислен солдатом в гвардию. В двадцать два года князь Александр поручиком выпущен в полевые полки. Семилетняя война России с Пруссией предоставила молодому офицеру широкую возможность отличиться. В 1756 г. он уже капитан и участвует в битве при Гросс - Егерсдорфе, где был ранен пулею в ногу. В сражении в битве при местечке Цорндорф он вторично был ранен в плечо на вылет. В знаменитом Кунерсдорфском деле под Франкфуртом князь Прозоровский находился в первых рядах нашей армии. В 1760 году за храбрость произведен в подполковники. В том же году с нашей армией он входит в Берлин. В двадцать девять лет он полковник, почти шесть лет, непрерывно участвовавший в боях. Государыней Екатериной II в 1766 году князь Александр Прозоровский произведен в генерал - майоры и награжден орденом св. Анны.

В 1767 году генерал Прозоровский принимает участие в подавлении восстания враждебных России польских конфедератов. Громит их под Бердичевом и берет в плен 500 человек. С боями против поляков доходит до Кракова. На следующий год под его командованием уже армейский корпус.

В 1769 году для князя Александра начинается Турецкая война. Он получает назначение командовать авангардом в армии генерал-аншефа кн. А.М. Голицина. Начиная с 14 апреля, авангард русской армии ведет непрерывные столкновения с неприятелем. 17 апреля он громит турецкий отряд Карамана - Паши; в этом сражении турки потеряли 400 человек убитыми. 18 апреля Прозоровский уже под Хотиным и участвует вместе с основными войсками в разгроме Абаза - Паши. Смелым решительным натиском его войска овладели турецким обозом и захватили три знамени и булаву Паши.

В мае того же года большая турецкая армия двинулась за Дунай вверх по Пруту до Рябой Могилы. Авангард русской армии, действующий самостоятельно, хитростью завлек двадцатитысячный турецко-татарский корпус паши Джели - Бека в болото близ Днестра у Каменца и 19 июня разбил наголову, обратив в бегство остатки вражеского корпуса, попавшего под убийственный огонь артиллерии. Преследуя отступавшего противника, Прозоровский вновь подходит к Хотину и фактически решает дело в разгроме еще одного двадцатитысячного корпуса под начальством хана Крыма.

Принимает корпус князя Александра и в осаде Хотина и его ночном штурме 7 сентября. 9 сентября он уже в Молдавии, занимает Яссы и покоряет волнующийся край.

В награду за храбрость и распорядительность в кампании этого года генерал - князь Александр Прозоровский награжден орденом Александра Невского.

В 1770 году, действуя во второй русской армии под командованием гр. П.И. Панина, генерал Александр вновь проявляет «замечательную распорядительность и умение». Ставится ему в заслугу способность не терять присутствие духа в самых критических обстоятельствах. В этом году он становится кавалером ордена св. Георгия 3-й степени.

1771 год кн. Прозоровский встречает в Крыму. Он командует легкой конницей - казаками и гусарами в Крымской армии кн. В.М. Долгорукого. Авангард, руководимый им, участвует в штурме Перекопской линии. Кн. Прозоровский, действуя, по обыкновению, решительно и смело переправляется через Сиваш (Гнилое море) прямо в Крым. Он громит и обращает в бегство тридцатитысячную армию турок.

Только в 1773 году князь Александр произведен в генерал - поручики, а со следующего года он вновь в действующей армии участвует в боях с турками под Шумлой, Рущуком, Козлуджи, Енибазаром и Кулевчею. Кучук - Кайнарджийский мир прекратил турецкую войну и дал возможность князю вернуться в Петербург. 10 июля 1775 года он получил от Императрицы золотую шпагу, украшенную алмазами.

Такой напряженный жизненный ритм не мог не сказаться на здоровье генерала. Он опасно заболевает и вынужден на два года уехать лечиться за границу на минеральные воды.

После возвращения на родину он отправляется на усмирение беспорядков в Крыму. Крымские татары подняли открытое восстание против России. Вновь пришлось посылать войска для наведения порядка. Императрица поручила Крым князю Прозоровскому, который и разбил мятежников на голову. За что и был пожалован орденом св. Георгия 2-й степени за успешное и быстрое умиротворение края.

13 июня 1781 г. князь Александр Прозоровский назначен Орловским и Курским генерал-губернатором. Он согласился принять эту должность под условием числиться в списках русской армии, но эта его просьба была почему-то не принята во внимание. 8 июня 1782 года он был произведен в генерал - аншефы «с выключкой из штатного армейского списка». Князь Александр, очень этим недовольный, просил Императрицу зачислить его по-прежнему в армию, но получил отказ, причем Государыня велела передать, что производство в полные генералы он должен считать за честь. Князь хотел немедленно подать в отставку, но по настоятельному совету друзей, остался и был уволен от службы только 21 декабря 1783 года с сохранением содержания. После этого он уехал в село Ивановское, где жил безвыездно шесть лет, занимаясь сельским хозяйством.

Только в 1790 году он был назначен главнокомандующим в Москву, а так же сенатором по 5-му департаменту. Императрица подчинила ему войска, находящиеся в Москве и в окрестностях, а так же войска расположенные в Белоруссии и Смоленской губернии. В том же году ему пожалована высшая награда Российской империи - орден св. Андрея Первозванного.

Екатерина II не благоволила к генералу Александру Прозоровскому за его крутой нрав и резкость, вообще, свойственные боевым генералам. Но в той обстановке, когда во Франции произошла революция, и французских королей казнили на эшафоте, требовали немедленной ответной реакции и в самой России. Екатерина не любила Прозоровского, но могла ценить его, несомненно, полезные для государства, качества. Тем не менее, их отношения ограничивались только чисто деловой официальной перепиской.

Первым распоряжением нового главнокомандующего было увольнение от должности московского губернатора кн. И.В. Лопухина, известного масона. Далее по указанию самой Государыни гроза разразилась над литератором и чиновником А.Н. Радищевым, автором «Путешествия из Петербурга в Москву», он был предан суду. Была введена перлюстрация писем подозрительных лиц, большей частью принадлежащих обществу мартинистов. Была введена цензура на всю литературу, продающуюся в книжных лавках.

Екатерина II распорядилась арестовать Н.И. Новикова, к которому уже давно подозрительно относилась. У него были проведены обыски, а сам Новиков был отправлен в Петербург и посажен в Шлюссельбургскую крепость. Прозоровским были допрошены по делу мартиниста Новикова кн. Н.Н. Трубецкой, И.В. Лопухин и И.П. Тургенев, как замешанные в нем.

Деятельность кн. Прозоровского на посту главнокомандующего Москвы, его крутые меры против распространения революционных веяний, снискали ему множество врагов. Да и сама Государыня не изменила к нему своего отношения. Дневник секретаря Императрицы Храповицкого доносит до нас ее насмешки над князем Александром Александровичем, над его «подъяческой» привычкой всюду вставлять слово «сиречь», находила, что «он любит много говорить». В январе 1793 года, когда князь приехал в Петербург, государыня недовольная его приездом, спросила Храповицкого, знает ли сам князь, зачем он приехал? Затем сама ответила: «он приехал «сиречь» к награде за истребление мартинистов».

В марте 1795 года князь Прозоровский был уволен от должности московского главнокомандующего, получив при отставке орден св. Владимира I степени и 12 тысяч рублей постоянной прибавки к жалованию, с назначением шефом Московского гренадерского полка.

Отношение императора Павла к князю Александру Александровичу было непоследовательным. Сперва он назначает его командиром 1-й Смоленской дивизии, но затем удаляет в отставку. Тот отбывает в свое имение Ивановское.

Только государь Александр, едва вступив на престол, вызывал князя из деревни. Известен такой факт: когда генерал Прозоровский, как старший георгиевский кавалер, явился к Государю во главе депутации кавалеров с предложением Орденской думы о награждении Государя орденом св. Георгия I степени, тот отказался от столь высокой награды.

В 1807 г. князь Прозоровский производится в фельдмаршалы и назначается командующим русскими войсками в Молдавии. Престарелый фельдмаршал уже не надеется только на собственные силы и просит в помощь ему командировать Киевского военного губернатора Кутузова, которого называл своим учеником.

Начало XIX века, время войн с Наполеоном, было не только временем военных действий, но и ответственных политических решений и дипломатических баталий. Поэтому Молдавская армия не столько воевала, сколько вынуждена, в силу тех или иных обстоятельств, просиживать в бездействии.

Известно, что во время Молдавской кампании между кн. Прозоровским и генералами Кутузовым и Барклай де Толлем произошел конфликт. В результате, Кутузов был переведен Литовским военным губернатором. Под командованием князя Прозоровского воевал и будущий герой Отечественной войны генерал Платов.

9 августа 1809 года уже тяжело больным в лагере при устье Мачинского гирла фельдмаршал Прозоровский умирает. Скончался он в полной памяти, сам, читая по себе отходную. За несколько часов до смерти, он отправил в Петербург курьера, которому на прощание сказал: «Когда ты будешь представлен военному министру, а может быть и Государю, объяви, что я умираю, - меня в то время не будет уже на свете. Рассказывай, что видел, лишнего не прибавляй».

Узнав о смерти фельдмаршала, Император Александр 18 августа 1809 г. назначил трехдневный траур по всей армии «в знак признательности полезной Отечеству службы кн. Прозоровского».

Кн. Александр Александрович, по его желанию, был погребен в Киево - Печерской Лавре, откуда в 1816 г. прах его был перенесен в церковь Св. Александра Невского, находящуюся в Печерской части города.

Со смертью князя Александра Александровича, угас древний род князей Прозоровских. Одна из дочерей князя, Анна, вышла замуж за кн. Ф.С. Голицына, ее сыну кн. А.Ф. Голицыну в 1854 г. было позволено именоваться князем Голицыным - Прозоровским. Не имея сыновей, князь Александр Александрович проявлял особую заботу о своем внучатом племяннике кн. Александре Петровиче, который в 1808 г. в чине подпоручика был определен в свиту его Императорского Величества по квартирмейской части. Князь Александр Петрович был последним представителем рода Прозоровских. В чине генерал-майора он умирает в 1868 г., будучи холостым.

Несмотря на огромную занятость на посту московского главнокомандующего, князь Александр Александрович не забывал своего родового гнезда. В 1794 г. он ставит на кладбище деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Церковь простояла здесь вплоть до 1919 г. Служили в ней на праздники иконы Казанской Божией Матери и на родительские субботы.

Жена князя Александра Александровича, Анна Михайловна, урожденная княжна Волконская, в коронацию императора Александра была пожалована в статс-дамы и награждена бантом ордена Екатерины, а в 1809 г. тем же орденом I класса. Княгиня Анна Михайловна и достраивала величественный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Ивановское- Прозоровских. Этот храм, заложенный еще князем Александром Александровичем и достроенный его супругой, стал памятником самому фельдмаршалу и всему роду Прозоровских, роду воинов и дипломатов, четыре века честно служивших России.




Глава YIII

Храм Тихвинской иконы Божией Матери имеет два придела: Живоначальной Троицы и свят. Николая Чудотворца. Тихвинский престол находится в летнем храме, он был освящен последним, в 1835 г., а два других придела расположены в теплой трапезной и освящались последовательно в 1815 и 1816 годах.

Из книги приходов по Орехово-Зуевскому благочинию конца позапрошлого, т. е. 19-го, века мы узнаем, что утварью, ризницей (богослужебными одеждами), иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтимой была Тихвинская икона Божией Матери, центральная икона храма, в честь нее и был освящен главный престол. В народе она почиталась чудотворной. Икона эта сохранилась до нашего времени. Писана она была в XVI веке. На ней изображена Сама Пречистая с младенцем на левой руке, вокруг изображения Божией Матери с младенцем располагаются клейма с историей самой иконы. Сейчас этот образ находится в Свято-Покровском храме г. Покров. В годы недавнего прошлого с ним произошла история, которая уже сама стала легендой.

Дело в том, что образ привлек внимание искусствоведов из знаменитой Третьяковки. Они хотели забрать образ в Москву, но верующие заступились за святыню и просили о помощи Святейшего Патриарха Алексия II, когда тот был еще управляющим делами Московской Патриархии. И Владыка помог, образ удалось отстоять.

К Ивановскому приходу относились еще и несколько деревень: Еськино, Старово, Филимоново, Ново-Семенково, Марочково, Дворики, Аниськино и Перново. В конце XIX века во всех этих поселениях числилось 882 души мужского пола и 1036 женского.

По штату при храме числился священник, диакон и псаломщик. Церковь имела свою землю, более 35 десятин. Место, где сейчас частично находится поселение Воробьевка, раньше называлось «Поповский березник».

Перед самой революцией колокольня имела шесть колоколов. Большой колокол весил 388 пудов и 12 фунтов, это больше шести тонн, набатный колокол весил 16 пудов, другие четыре были малыми колоколами. Большой колокол поднимали на колокольню вручную, собирались почти все мужики прихода. Краевед В. Алексеев пишет: «Событие это так запомнилось, что моя покойная бабка, Прасковья Кирилловна, на вопрос о рождении дочери до самой смерти отвечала: «Надежда-то родилась, когда колокол поднимали». Колокольня Ивановского храма самая высокая из всех сохранившихся в округе. С нее хорошо виден весь Покров.

Сбросили большой колокол до 1937 г., когда в храме еще служили. Чтобы колокол прошел сквозь большое окно, в верхнем ярусе колокольни пришлось расширять нижнюю часть, сбивать часть кирпичной кладки. Когда колокол упал на землю, то не разбился. Уже потом разбивали его вручную, а затем по кускам куда-то увезли.

Из священников, служивших в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Ивановского, долгое время настоятелем служил о. А.Ф. Аедоницкий. В конце XIX века настоятелем храма стал священник Руфицкий Михаил Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, в 1868 г. рукоположенный в священство. Переведен в Ивановский храм он был около 1885 г., а умер в 1896 г. После себя отец Михаил оставил одиннадцать детей. Из них сыновья Василий, Михаил, Александр и Сергий, окончив в разное время, Владимирскую духовную семинарию, приняли священство. В тридцатые годы XX века все четверо стали новомучениками.

Дочь о. Михаила Ивановича Надежда Михайловна Руфицкая вышла замуж за Александра Сергиевского, выпускника Владимирской духовной семинарии. По смерти о. Михаила Александр Сергиевский принимает сан священника и занимает место покойного тестя. Интересно, что еще в 90-х годах XIX века село называлось Ивановское-Прозоровских. В документах о. Александра так и указывается: « ...направляется в село Ивановское-Прозоровских».

С 1919 г. настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери становится Сергий Михайлович Руфицкий, видимо после смерти о. Александра Сергиевского. Вдова о. Александра, сестра о. Сергия Руфицкого, Надежда Михайловна всю оставшуюся жизнь прожила в семье брата.

17 сентября 1937 г. отец Сергий был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. Обвинение, наспех составленное, основывалось на показаниях двух человек.

В деле написано: (ошибки сохранены) «В начале 1937 г. по вопросу расстрела банды шпионов Тухачевского и др. Руфицкий заявил: «Большевики совсем стали сума сходить, своих людей, как Тухачевского и др. стали расстреливать. Вобще совсем стали сейчас пачками расстреливать хороших людей имеет их шпионами. Но погодите чекисты Ежов и вся Советская (ругань) будет нами вся перевешена и перестреляна».

Второй свидетель крестьянин-середняк (сокращенно). Руфицкий ругал колхозный строй, Советы грабят колхозников и колхозы скоро рухнут. Если будет война с Германией он выступит на стороне фашистов против коммунистов».

21 сентября по приговору «тройки» о. Сергий был приговорен к расстрелу, а 27 сентября приговор был приведен в исполнение. Расстрелян и похоронен о. Сергий Руфицкий, последний настоятель Ивановского храма Тихвинской иконы Божией Матери, на полигоне Бутово под Москвой в общей могиле.

Вместе с отцом Сергием был арестован и псаломщик храма Дмитрий Иванович Рудаков, 1879 г. рождения. Он уроженец Юрьев-Польского района, сын священника. С какого года он служил при Ивановском храме, точно неизвестно, но когда в 1919 г. родилась последняя его дочь Надежда, Дмитрий Иванович уже служил в селе Иваново.

В то время, когда в селе создавался колхоз, на Дмитрия Ивановича был возложено «твердое задание», которое выполнить было невозможно, тем более, что корову отобрали, заставили свести со двора лошадь. В 1930 г., за невыполнение задания, Дмитрия Ивановича арестовали. Первое время его держали в Покровской крытой тюрьме. Потом судили и сослали в Вологодскую область. В ссылке Дмитрий Иванович провел полтора года. По ходатайству родственников Верховный суд отменил несправедливый приговор. Дмитрий Иванович вернулся в свой храм и продолжил служить, но все конфискованное имущество и дом, в котором жила до ареста его семья, естественно, никто не вернул.

Примерно в это же время третий член клира Ивановского храма диакон Полисадов Николай Иванович, не выдержав постоянного давления со стороны церковных гонителей, отрекся от Бога. Он согласился на публичное отречение и «расстрижение» - зрелище, даже для того времени, необычное.

Народ собрался в клубе (сегодня это здание Ивановской сельской администрации), Николай Иванович «со слезами на глазах» каялся в том, что он «сознательно обманывал доверчивых крестьян, что Бога нет, и все попы врут». Потом члены местной коммунистической ячейки обрезали ему волосы и бороду. На этом публичное отречение закончилось. Бывший дьякон от позора уехал из села. Не выдержал человек, не смог жить в постоянном напряжении, ведь каждую ночь священнослужители ждали, когда за ними приедут.

Отец Сергий и псаломщик Дмитрий Иванович продолжали служить. Надежда Дмитриевна, дочь Дмитрия Ивановича, вспоминает, как собирались они по вечерам, молились, вместе пили чай и продолжали служить. Отовсюду шли вести об арестах и расстрелах священников других храмов. Отец Сергий, говорит Надежда Дмитриевна, очень переживал, он не сомневался, что настанет и его очередь, но не пытался избежать репрессий. Более того, в 1935 г. настоятель провел ремонт храма. Об этом ремонте осталась надпись на одной из внутренних стен колокольни. В то время это был подвиг: Власть сбрасывает с колокольни колокола, а священник, вместо того, чтобы устрашиться, ремонтирует храм.

17 ноября 1937 г. отец Сергий и Дмитрий Иванович отслужили всенощное бдение, а утром, когда люди пришли в храм, ни священника, ни псаломщика уже не было. Ночью за ними приехали и увезли в Москву. Так же, как и о. Сергия, Дмитрия Ивановича 21 сентября «судила» та же «тройка». На псаломщика поступили заказные доносы двух сельчан Сальникова и Батурина.

27 ноября Дмитрия Ивановича и отца Сергия расстреляли. Они вмести встретили смерть на Бутовском полигоне. Служили вместе и умерли вместе. А незадолго до этого, 4 октября, в Челябинске был расстрелян и священник Михаил Руфицкий, старший брат отца Сергия.

В 1990 году священник Сергей Михайлович Руфицкий и псаломщик Дмитрий Иванович Рудаков были посмертно реабилитированы. Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви они прославлены в сонме новомучеников.

После убийства священника и псаломщика храм Тихвинской иконы Божией Матери был закрыт. Сперва ничего из убранства не трогали. Только в самом начале войны в 1941 г., когда в Иваново расположилась воинская часть, председатель Ивановского сельсовета забрал ключи от храма у старосты, Палагиной Анны, жительницы деревни Филимоново. Иконы выносили из храма, и сбрасывали в кучу перед входом. Местные жители забрали и спрятали что могли, но икон и убранства было так много, что разобрать все было невозможно. Тогда солдаты оставшуюся утварь, ризы и иконы здесь же и сожгли.

После войны храм использовался и как лесопилка, и как склад. Покровский пищекомбинат хранил здесь бочки, вино, местный колхоз ссыпал зерно в летнем храме. Вокруг церкви рыли траншеи и закладывали на зиму корнеплоды. В 70-е годы кто-то даже хотел перестроить помещение храма и устроить в нем место отдыха с баром, номерами отдыха и местом для танцев. В последние годы советской власти здание церкви принадлежало тресту «Покровсельстрой». Тресту эти помещения были не нужны, и хотя храм даже был взят на учет как памятник истории и архитектуры, он постепенно ветшал и разрушался. К его разрушению приложили руку и местные жители, дачники. В 1990 г., полуразрушенный храм, наконец, передали Церкви.

Имение Прозоровских после революции было национализировано, а в усадьбе в 1922 г. был устроен дом отдыха летнего типа, сначала для железнодорожников, а позднее он перешел в ведение Орехово-Зуевского городского бюро профсоюзов. Сегодня здесь располагается дом отдыха «Вольгинский».




Глава IX.

Тихвинская икона Божией Матери появилась в России в княжение великого князя Московского Дмитрия Донского в 1383 году. Ее предыдущая история, в отличие от многих икон, чудесным образом являвшихся верующим, известна. Предание говорит о том, что образ Тихвинской был написан в первые годы христианства, автором же называют самого евангелиста и апостола Луку. Когда-то икона находилась в Иерусалиме, а в V веке императрица Евдокия перенесла ее в Константинополь. Именно для этого образа был построен храм под названием Влахернский, который сохранился до нашего времени. Когда наступило время иконоборчества, икона была скрываема в обители Пантократора, а затем вновь вернулась на прежнее место. Исчезла она из Константинополя именно в 1383 г. Уже по истечении некоторого времени, после появления образа на Руси, новгородские купцы торговали в Константинополе и посетили Патриарха. В беседе с ними он спросил: «Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богоматери, которая пребывала в Константинополе и неизвестно куда скрылась?» Когда купцы рассказали о чудесном явлении образа Божией Матери, который стал на Руси называться «Тихвинским», Патриарх, сопоставив время, пришел к заключению, что икона Божией Матери, ранее находящаяся во Влахернском храме и исчезнувшая из него, вновь явила себя уже под Новгородом.

Патриарх рассказал купцам, что икона несколько раз самостоятельно скрывалась из Константинополя и появлялась опять. «Ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила», - грустно заключил Владыка. Он показал место в храме, где находилась икона, и киот, где она стояла.

Само явление образа на Руси произошло весьма чудесно. Сперва икона явила себя рыбакам на Ладожском озере. Те забрасывали сети и увидели пред собою свет, над водой в столпе света плыла икона Божией Матери с Младенцем на левой руке. Через некоторое время икону увидели в тридцати верстах от озера, на реке Онче в Смольнове. Затем она явилась в селе Вымоченицы на реке Ояти (левый южный приток Свири). Все жители собрались посмотреть на дивное явление, с благоговением приняли икону и построили для нее часовню. Тогда же случилось множество исцелений среди верующих. Но по прошествии некоторого времени икона исчезла вновь и явилась в воздухе в местечке Кожела, близ реки Паши (впадающей в Ладожское озеро). В Кожеле немедленно выстроили часовню, а потом и храм в честь Покрова Божией Матери. Но образ вновь ушел. Она явилась в воздухе близ Тихвина. Люди во множестве бежали встречать образ. Из соседних сел пришли священники с крестами. Народ молился, и икона опустилась на землю. На этом месте стали строить храм и в первый же день срубили три венца. На ночь выставили стражу, народ разошелся по домам. Стража несла службу всю ночь, но к утру заснула. Когда собрался народ, то ни иконы, ни начатого храма уже не было на месте. После поисков икону и сруб обнаружили к востоку, за рекой Тихвинкой, в болотистом месте, за две версты от своего явления накануне.

Когда пришли туда, то увидели, что место это сияет светом, и стоит там икона и начатый сруб, и все деревья, приготовленные для храма. Икона стояла с восточной стороны сруба, никем не поддерживаемая, сияя светом.

Это место было окончательно избрано Пресвятой Богородицей для устроения здесь Ее храма. Деревянный храм, в котором находилась Тихвинская икона, сгорал три раза, но икона всегда оставалась невредима.

Великий князь Василий Иоаннович повелел построить вместо деревянного храма каменный. Когда каменный храм в честь Успения Божией Матери был почти готов, и мастера стали работать над возведением купола, тот неожиданно рухнул. Обломки погребли под собой двадцать человек строителей. Все уже оплакивали погибших, но, спустя несколько дней, когда разобрали обломки, оказалось, что все строители остались невредимы. Государь Иоанн Грозный, в 1560 г. посетив Тихвин и поклонившись образу, велел выстроить при храме мужской монастырь.

Тихвинский образ прославился по всей Руси. Множество чудотворений, исцелений от болезней, освобождение от бесов сделали икону известной и почитаемой по всей Церкви.

К числу особых чудотворений, совершаемых Божией Матерью через свой образ Тихвинский, относят и оборону Тихвина и монастыря от шведов в 1613 г. Ничем, как только вмешательством Пресвятой Богородицы, невозможно объяснить победу немногочисленного русского воинства над регулярными шведскими войсками. В истории России эта победа известна как знаменитое «Тихвинское осадное сидение».

Тихвинский образ был покрыт драгоценной золотой ризой, стоимость которой до революции оценивалась в 70 тысяч рублей. Она весила 21 фунт и была украшена 4809 бриллиантами, 539 бриллиантовыми розами, 141 алмазом, 412 зернами ориентального жемчуга, 4 изумрудами, 5 яхонтами, 1 рубином, 2 бриллиантовыми звездочками с розами и одним крестом из 11 алмазов. Главное украшение ризы составляли по своей ценности дары императорской фамилии. Это великолепный изумруд с вырезанным на нем распятии Господнем, он был принесен в дар императрицей Анною Иоанновною в 1734 году. Редкий голубой сапфир в 80 каратов - это дар императрицы Марии Федоровны, бразильский топаз - приношение великой княгини Екатерины Павловны. Перед иконой висела золотая лампада, дар графа Шереметьева, стоимостью в 42 тысячи рублей.

Сама икона имеет размеры: 80 сантиметров в высоту и 62 сантиметра в ширину. Лик на иконе темный, почти черный. Было замечено, что одна из рук Божией Матери на иконе отличается необыкновенной теплотой, ощущаемой губами при прикладывании.

Почитание Тихвинской иконы было так велико, что в Успенском храме сделали особое окно, через которое паломники могли видеть чудотворную икону и молиться даже в те часы, когда храм был закрыт.

В ноябре 1941 года немцы вошли в Тихвин, но уже через месяц вынуждены были отступить. Русские солдаты отыскали икону в заброшенном Успенском соборе и вывезли ее в Псков. В 1944 г. икону перевезли в Ригу. Епископ Иоанн (Гарклав) для большей сохранности переправил ее в Америку. Долгое время Тихвинская икона находилась в Троицком соборе в Чикаго. Владыка Иоанн, умирая, составил завещание, по которому образ может вернуться в Россию только при полном возрождении монастыря. Это замечательное событие произошло, и в 2004 году Тихвинская икона Божией Матери вернулась в Россию.




Т. Вазило, А. Брагар, настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери