Вернуться к обычному виду

Порядок организации проведения публичных мероприятий и ответственность за его нарушение

06.03.2018
Статьей 31 Конституции Российской Федерации за гражданами Российской Федерации закреплено право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Механизм реализации статьи 31 Конституции РФ устанавливает Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым определен порядок организации и проведения публичных мероприятий. Также, реализация отдельных положений названного Федерального закона на территории Владимирской области урегулированы Законом Владимирской области от 07.12.2012 № 150-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Владимирской области" и подзаконными нормативными правовыми актами.
Права и обязанности организатора публичного мероприятия определены статьей 5, а права его участников статьей 6 вышеназванного Федерального закона.
Организаторами митинга могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, политические партии, другие общественные объединения, их региональные объединения и структурные подразделения. Есть ряд ограничений для организаторов. Ими, в частности не могут быть: лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общества и общественного порядка; лица,  привлекавшиеся 2 и более раза за определённые административные правонарушения, в т.ч. за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий; общественные объединения, деятельность которых приостановления или запрещена.
Согласно требованиям ст. 5 Федерального закона, организатор публичного мероприятия в числе прочего обязан  подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 закона, не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия. Для пикетирования группой лиц либо одним участником, но с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, такой срок сокращён до 3 дней до проведения пикета. Для одиночного пикета без использования конструкций предварительное уведомление не требуется.
Уведомление должно содержать ряд обязательных требований, предусмотренных законом.
В зависимости от места проведения публичного мероприятия уведомление подаётся в администрацию муниципального образования.
Если уведомление не было подано в срок, если в проведении публичного мероприятия было отказано, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия организатор не вправе проводить публичное мероприятие.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона проведение публичного мероприятия запрещается: на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; на путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; на  территориях, непосредственно, прилегающих к зданиям судов, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и т.д.
В соответствии со ст. 4 Закона Владимирской области от 07.12.2012 № 150-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Владимирской области" дополнительно к местам, установленным Федеральным законом проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий запрещается в следующих местах: в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, государственными и муниципальными учреждениями, образовательными организациями, медицинскими организациями, религиозными организациями, на площадках, предназначенных для стоянки автотранспортных средств, на территориях санаторно-курортных учреждений, гостиниц, домов отдыха, туристических баз, государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона органы власти вправе довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.
 В случае несогласия с действиями органов власти они могут быть обжалованы в установленном порядке в суд в течении 10 дней со дня, когда стало известно о нарушении прав. Такие административные дела рассматриваются судом в течение 10 дней со дня поступления заявления, но не позднее дня, предшествующего дню  проведения публичного мероприятия, а возбужденные в день проведения мероприятия, рассматриваются в этот же день. Если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на выходной или нерабочий праздничный день, такие дела рассматриваются и в выходной и нерабочий праздничный день, если не могли быть рассмотрены ранее.
 За нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в т.ч. за его организацию без подачи уведомления, за участие в таком незаконном мероприятии  (ст. 20.2) или организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность, которая в зависимости от квалифицирующих признаков влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере до 30  тысяч рублей или обязательные работы на срок до 50 часов или административный арест на срок до 10  суток; на должностных лиц - штраф до 40 тысяч рублей, на юридических лиц - до 200 тысяч рублей.
Названная статья также предусматривает более жёсткие санкции в случае, если правонарушение повлекло создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), либо вред здоровью человека или имуществу и т.д.
За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 212.1), организацию массовых беспорядков,  оказанием вооружённого сопротивления представителю власти либо за подготовку к ним или участие в них, а  также за призывы к участию в них  (ст. 212)  Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность граждан. Максимальные санкции за совершение указанных преступлений установлены соответственно до 5 и до 15 лет лишения свободы.


Возврат к списку