Вернуться к обычному виду

Храмы района

Каменный храм Покрова Божией Матери

Этот храм стоящий в центре города, возможно в какой-то мере сохранил части стен храма, существовавшего еще до упразднения Антониевой пустыни (т.е. до конца XVII в.) Он возведен в конце XVIII в. По документам Антониева пустынь известна в 1506 г. В 1672 г. деревянная церковь сгорела, на ее месте построена каменная. В 1808 г. была построена новая трапезная часть храма с двумя престолами. А позже в 1851-1853 гг. с южной и северной сторон основного объема пристроены приделы, куда из трапезной перенесены престолы Воздвижения Животворящего Креста Господня и святителя Никола, архиепископа Мирликийского, Чудотворца. 

Главная святыня храма - Крест-мощевик, где находятся частицы мощей более 50 угодников Божиих, в том числе частицы мощей святителя Иоанна Милостивого, святителя Иоанна Златоуста, святителя Иоанна Новгородского, великомученика Федора Стратилата, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученицы Варвары, преподобного Пимена Великого, святого праведного Василия Блаженного, святителя Николая Чудотворца и многих других святых, а также частичка Гроба Господня, древа Животворящего Креста Господня.

Настоятелями храма в разное время были священники: Александр Виноградов (1834-1908 гг.), краевед, член Московского археологического общества, Петр Дилекторский, отец священномученика Никиты, епископа Орехово-Зуевского (1876-1937 гг.), расстрелянного на Бутовском полигоне под Москвой. Андрей Каменяка (1926-1993 гг.) более 15 лет служил в Свято-Покровском храме, собирал иконы из закрывавшихся и разоренных храмов, свозил их в свой храм. Сохранил Тихвинскую икону Божией Матери (XVI в.) - храмовую икону Тихвинского храма в с. Иваново, обратившись к управляющему делами Московской патриархии митрополиту Алексию (ныне - Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

Алтарником и псаломщиков в Покровском храме с 1962 г. был Сергей Иосифович Фудель (1900-1977 гг.), духовный писатель, более 30 лет проведший в лагерях, тюрьмах и ссылках, где и познакомился с ссыльным епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым), дружбу с которым сохранил до конца своих дней. Погребен на Покровском городском кладбище, заботами и трудами прихожан место его погребения поддерживается в порядке.

Уже в наше время более 14 лет настоятелем храма был архимандрит Максим Москалеонов, более 7 лет протоиерей Сергий Березкин, усилиями которого очень много сделано для дальнейшего благоукрашения храма: полностью заменена кровля храма, заменено покрытие всех 5 луковичных куполов храма на новое, "золоченое", выполненное из нитрида титана, отремонтированы и вновь расписаны алтарь Никольского придела, притвор, поновлены многие иконы и стеновые росписи. Работы в Свято-Покровском храме продолжаются постоянно. В настоящее время требуют капитального ремонта алтарь Крестовоздвиженского придела с заменой росписи, поновления многие стеновые росписи, на звоннице необходим главный колокол взамен вышедшего из строя, требует ремонта ограда храма.

Свято-Покровский храм открыт ежедневно с 8-30 до 14-30, а в дни богослужений - с 7-00 - до их окончания.

Богослужения совершаются еженедельно в субботние и воскресные дни, в дни великих, двунадесятых праздников, в дни памяти особо чтимых святых. Начало утреннего богослужения в 8-00 часов, вечернего - с 16-00 часов.



Трехпрестольная Троицкая церковь

Она была построена в 1831-1836 гг. на средства купцов Михаила и Прохора Сарычевых (рядом с главным здесь были престолы Архистратига Михаила и святых благоверных князей Бориса и Глеба). До 1870 г. она была приписной, а при архиепископе Владимирском и Суздальском Антонии (Павлинском + 1879 г.) переименована в городской собор. В 1950-х годах ХХ столетия собор лишился колокольни, пятиглавия и был перестроен. В обезглавленном здании утроен Дом культуры. Уже в наше время у его стен воздвигнут памятный крест. В 2006 г. создана новая община прихода Свято-Троицкого, ведется организационная работа по передаче собора в лоно Русской Православной Церкви.



Храм Иоанно-Богословский

Это был третий храм города, расположен в Покровской туберкулезной тюрьме (в советское время также перестроенный). В 1898 г. храм был освящен. Осужденные находились вверху на хорах, отгороженные решеткой от молившихся внизу жителей города. Храм рассчитан на 400 человек, ведется организационная работа по составлению проектно-сметной документации на восстановление храма.



Деревянный храм в честь Новомучеников и исповедников Российских

Построен уже в наше время в колонии общего режима № 2. Финансирование строительства осуществил Православный благотворительный фонд "Благо" г. Москва. Завершается оснащение храма всем необходимым. В 1 квартале 2007 г. планируется установка иконостаса, который изготавливается в г. Волгодонске, Ростовской области, и освящение храма.



Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

К Свято-Покровскому храму приписан храм в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Марково. С 1868 по 1902 гг. это была деревянная церковь, а 16 августа 1900 г. при участии благочинного, настоятеля храма в Багаеве о. Константина Разумовского, был заложен ныне существующий каменный однопрестольный храм, который в 1902 г. был освящен архиепископом Владимирским и Суздальским Сергием и епископом Тамбовским Иннокентием.

Богослужения в храме совершаются еженедельно по воскресным дням, в дни великих и двунадесятых праздников. Начало утреннего богослужения в 9-00 часв

по материалам священника Леонида Беспалова

Свято-Троицкий храм в селе Головино

Более 100 лет назад в этом селе усилиями местных крестьян был построен благолепный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. В середине прошлого века храм был закрыт, разграблен и стал использоваться как обыкновенная хозяйственная постройка. Это святотатство продолжалось много лет. Однако, настали новые времена. И сейчас принимаются меры для восстановления Свято-Троицкого храма в селе Головино.

Для этого создан благотворительный Фонд взаимопомощи и содействия в честь благоверного князя Александра Невского. Об этом рассказывает публикация Президента Фонда священника Геннадия Швиткова.

Подробная статья



Антониева пустынь

В минувшем 2008 году в городе Покрове отмечалось сразу несколько важных исторических дат. Одна из первых и главных – это 600-летие первого упоминания в писцовых книгах Антониевой пустыни, на месте которой со временем и возникло село Покровское. В 1778 году Указом Екатерины II оно получило статус уездного города Покрова. Свое название город ведет от главного храма мужского монастыря, Антониевой пустыни, в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Среди местных краеведов нашелся один, весьма опытный и эрудированный человек, который поставил под сомнение существование Антониевой пустыни на месте нынешнего города Покров. Однако доводы, приведенные директором Покровского краеведческого музея Лидией Борисовной Колосовой доказали несостоятельность этих предположений. Она подготовила к печати подробную статью об Антониевой пустыни, чтобы раз и навсегда разрешить этот спор. Полагаем, что эта статья будет полезна всем, кто интересуется местной историей.

Подробная статья



Царская часовня в деревне Перепечино

В 2000-ом году на ж/д станции Покров (дер. Перепечино) была восстановлена и начала действовать часовня в честь святых Царственных мучеников и страстотерпцев. Божьим промыслом часовня была открыта в воскресенье 16 июля – накануне злодейского убийства в Екатеринбурге семьи последнего Российского Императора Николая II. Вскоре, 25 августа, состоялось освящение часовни Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Шел пятый день после завершения юбилейного Архиерейского собора в Москве, на котором были прославлены в лике святых более тысячи Новомучеников и исповедников Российских. В их число вошли святые Царственные страстотерпцы – Царь Николай, Царица Александра, Наследник Престола цесаревич Алексей, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия.

Часовня на станции Покров стала первым в России святым местом, освященным в честь Царственных мучеников. С первых дней после ее открытия каждый день в часовне читается Акафист Царственным страстотерпцам. За минувшие годы в часовне появились не только иконы Царственных мучеников. Сегодня здесь можно увидеть целый ряд икон русских святых: благоверного князя Андрея Боголюбского (с частицей мощей) и благоверного князя Александра Невского, святителя Афанасия, епископа Ковровского (с частицей мощей), святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, святой блаженной Матроны Московской.

Восстановлением часовни на станции Покров занималась Галина Николаевна Фомичева, жительница деревни Перепечино, журналист по профессии Галина Николаевна Фомичева. Предлагаем вашему вниманию подготовленную ей публикацию и фотографии.

Подробная статья



Храм села Иваново

Часть земель Покровского уезда находилась во владении древнего княжеского рода Прозоровских. Им принадлежало и село Иваново, где стараниями представителей этого рода был построен каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. История храма связана с историей княжеского рода, который дал России многих верных и преданных сынов. В большинстве своем это были люди военные, которые бесстрашно шли в бой за Веру и Отечество. О славном княжеском роде повествует рассказ нынешнего настоятеля Свято-Тихвинского храма в селе Иваново священника Александра Брагара.

Подробная статья



Храмы села Марково

Село Марково находится в правобережной, заклязьминской, стороне. Это настоящий таинственный мещерский край, где лес представляет собой смешение десятков пород деревьев и кустарников с прекрасными луговинами и полянами. Как считают знатоки местной природы и опытные краеведы, Клязьма, река с изменчивым руслом, это сакральная связующая нить между людьми, живущими на ее берегах. В отличие от большинства других рек, она непостижимым образом течет с запада на восток.

Марково – село и сегодня отдаленное, что и говорить о стародавних временах. Но именно тогда, в 1868 году здесь была поставлена первая деревянная церковь. Как это было, кто занимался этим богоугодным делом и как на смену деревянному 100 лет назад появился в Маркове каменный храм в честь казанской иконы Божией Матери, вы узнаете их публикации В. Н. Алексеева.