Вернуться к обычному виду

Антониева пустынь

В 2003 году город отметит свое 225-летие. Это важная дата в нашей истории. Но есть еще и не менее важная дата-время появления Антониевой пустыни, т.е. поселения, ставшего потом городом Покров. Сколько же лет нашему поселению? Где зародился город, где располагалась Антониева пустынь (Антонов монастырь)? Почему она так названа? Какая она была? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, думаю, небезынтересные для покровчан.

Прежде всего, надо понять, что наши прародители жили здесь тысячи лет тому назад. Свидетельство этому экспонаты музея, пришедшие к нам из времен еще первобытных людей: каменные топоры, осколки керамики и глиняной посуды, наконечники стрел и копий, найденные в наших местах. Но эти тысячелетия жизни наших предков, к сожалению, не зафиксированы в документах, не датированы. Первая дата в летописях или в других источниках, относящаяся к данному поселению, и считается датой его рождения, точкой отсчета его существования. Этот первоисточник для нас - писцовые книги Переславля-Залесского. Их использовал П. Строев в книге "Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви" (Санкт-Петербург, 1877 г.). Павел Строев, ординарный академик императорской академии наук, член археографического общества пишет: "Я начал приводить в порядок хронологические списки епархиальных владык и настоятелей монастырей от времен древних до начала XVII столетия". В главе XXII - описание Владимирской епархии (учреждена в 1215 году). Среди монастырей под номером 50 числится Антониева пустынь.

Эту небольшую запись даю целиком, немного изменив старинное написание:

"Антоновский, в городе Покрове, в 1679 приписан к дому патриаршему, существовал в начале 18 века(VI, 944.) Игум Варлаам, 1643. Покровского Антонова, в Аргуновской волости:

Игум Елиссей, 1506-1516.

Феогност, 1527.

Строит Сергий, 1634.

Покровского, (в городе Покрове, какого?):

Игум Авксентий, 14 авг. 1761 перев. из Вязниковского Благовещенского.

Игумен Харлампий 10 сентября 1761 года переведён в Вязниковский Благовещенский. Покровского на Богоне, упоминается, при митрополите Всероссийском Ионе:

Игум Лев 1461-73.

Константин, 1524.

Один ли этот монастырь или разные? "На большей Владимирской дороге" т.е., где Покров. Переяславского Залесского Покровского, домового патриаршего, строит. Иона, в январе 1635.

Переяславского Залесского Покровского, Антониевой пустыни:

Игум Макарий, 1 октября 1668.

Сергий, в сентябре 1670.

Казначей Моисей, в январе 1673.

Игум. Иосиф, в июле 1673."

В этом тексте самое раннее упоминание об Игумене Льве (1461-1473 г. г.) Но и сам Строев сомневается, идёт ли здесь речь о нашем монастыре. В своих сомнениях Строев прав: Покровский монастырь на реке Богон тоже во Владимирской епархии, но совершенно в другой местности, значит, первыми упоминаются Игумен Елиссей (1506-1516 г. г.) и Феогност (1527 г.). Таким образом, в 2006 году мы будем отмечать знаменательную дату: 500-летие нашего поселения. Я думаю, что это очень важная дата для понимания того, кто мы и откуда, и в знак нашей памяти, уважения к первоотцам нашим хочу предположить установить мемориальную доску с именами Елисея и Феогноста. Встаёт вопрос - где её установить? Правильно будет ее установить там, где стояла Антониева пустынь, в которой они служили и рядом с которой они были похоронены. По всем данным, это то самое место, где стоит наша Покровская церковь. Подтверждение этому в книге "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии" (Владимир, 1897 г.). Там написано: "В настоящее время в Покрове существует старинная пятиглавая каменная церковь. Можно думать, что она построена ещё до упразднения Покровской Антониевой пустыни " В "Трудах Владимирского губернского научного общества по изучению местного края" тоже утверждается, что церковь построена до 1679 года. То, что внутренняя часть храма осталась до наших времён с XVII века, утверждала и И. Мурашова, научный сотрудник ЦГИА (Санкт-Петербург).

Значит, наша Покровская церковь уже в каменном исполнении стояла на пространстве Антониевой пустыни, позднее, конечно, видоизменившись. И воспоминания старожилов и мои воспоминания тоже подтверждают это. В районе рынка при рытье колодца находили очень древние предметы. Жители "церковного дома" удивленно и испугано рассказывали, что при рытье погребов нашли останки девушки (одна коса, на голове повязка), которая была похоронена явно по православным обычаям (останки тогда перезахоронили).

Таким образом, мы определились: Антониева пустынь стояла там, где сейчас Покровская церковь, в низине у реки Шитка, слобода подмонастырская там же.

Это обусловлено может быть и тем, что нашим предкам приходилось устраивать свои поселения в глуши, в затаенных местах, памятуя о врагах, не раз разорявших нашу землю.

Первоотцы наши, пустынники-монахи искали уединенные места для тихого служения Богу. Это потом Покров шагнул в гору, выстроил на ней высоченный Троицкий собор. Получается, что памятный знак должны мы первооснователям нашим поставить близ нашей Покровской церкви, конечно, с согласия городского сообщества, городских властей, и, главное, нашей церкви. Уединенные кельи, пришедших в наши места монахов, их безмолвное отшельничество привлекло сюда и других людей, стремившихся посвятить себя служению Богу. Собравшаяся братия образовало монастырское сообщество, местность рядом с монастырём постепенно заселялась. Бывало часто на Руси, что через некоторое время настоятель мог снова удалиться в "пустыню", и тогда возникал новый монастырь. И это движение помогало колонизации, освоению земель Северо-восточной Руси, окультуриванию дикой природы, расчистке леса под пашни (в Антониевой пустыни в начале XVII века его было расчищено "пашени церковной "худые земли" по 10 четв. (примерно 6 гектар) поле и сенного покоса на 20 копен" "Спутник по Владимирской губернии" Ушаков, 1913 года). Наш земляк, замечательный русский историк В.О. Ключевский так описывал этот процесс: "Вокруг пустынного монастыря образовывались мирские, крестьянские поселения, которые вместе с иноческой братией составляли один приход, тянувшийся к монастырской церкви. Если монастырь исчезал, крестьянский приход вместе с монастырской церковью оставался".

Рождение и существование Антониевой пустыни относятся к сложным и трудным временам становления Российского государства. Возникла пустынь, вероятно, ещё в XV веке, в то время, когда Иоанн III покончил с татаро-монгольским игом.

Это были времена собирания Руси, когда его сын Василий III и его внук Иоанн IV Грозный присоединили к Москве Псковские, Рязанские, Новгородские и многие другие земли, когда строили в Московском Кремле колокольню Иоанна Великого, и Ермак покорял Сибирь. В тяжелые "смутные" времена самозванцев поляки и шведы с огнем и мечом прошли по нашей округе, сожгли Антониеву пустынь, перебили почти всех жителей. Уцелевшие наши предки шли ополчением на помощь Минину и Пожарскому выбивать врагов из Москвы. А в 1613 году, как и на всей Руси, в Антониевой пустыни служили благодарственный молебен с колокольным звоном на избрание на царствование Романова Михаила Федоровича. Короткое время "успокоения" государства, и снова Стенька Разин, жестокий церковный раскол при патриархе Никоне… Все эти события так или иначе отзывались на жизни предков. У меня нет данных о том, какой была пустынь в XVI веке. Некоторые данные есть по XVII веку:

1627-1628 годы - 34 двора в пустыни.

1639 год -51 двор, дани взято 15 алтын.

1640 год - дани взято 25 алтын и 2 деньги.

1653 год - дани взято 2рубля, 27 алтын, 5 денег и гривна (дань явно увеличивается, видно растет количество дворов).

1654 год - моровое поветрие, многие умерли.

1672 год - произошел большой пожар.

1677-1678 годы - 36 дворов и 1 двор пустой.

1679 год - 37 дворов, 3 двора церковного притча, 5 лавок, 3 "амбара".

Интересно, что по другим данным в 1678 году до 132 дворов в пустыни.

Показания священников всегда были занижены по сравнению с показанием переписных книг, составленных государственными чиновниками, которые

ревизовали состояние монастырей. Это объясняется очень простой причиной: таким образом можно было занизить подати ("Переславская десятина жилых данных церквей и пустовых оброчных земель", "Труды Владимирского губернского научного общества по изучению местного края").

Любопытны для нас и такие данные о Покрове: "В нем изстари была таможенная изба: сюда ежегодно присылались из Переславля - Залесского бурмистры и целовальники (сборщики податей, для присяги целовавшие крест), из посадских людей. Вследствие недобросовестности последних, в начале XVII столетия возникло любопытное дело. Присланные из Переславля сборщики питейного дохода самовольно перевели в г. Покров из соседней вотчины кн. Прозоровских малой Покровской Слободки кружечной двор и поместили его под таможенной избой, находившейся вблизи церкви. Это вызвало жалобу в Синод обитателей Покрова: "В церковных воротах - писали они, - бывает завсегда у пьяных людей драка, бесчинства и скаредства, которые и описать невозможно, и женскому полу к службе Божией ходить нельзя". После этого Кружечный двор увели снова в Малую Слободку, где был также винокурный завод". (М. Н. Смирнов. "Переславль - Залесский. Его прошлое и настоящие". Москва 1911г).

Интересен для нас и другой вопрос: а почему Антониева пустынь носила именно такое название? Пустыни, монастыри часто носили имя их основателей (Антониев Сийский - по имени Святого Антония, основавшего монастырь на северной речке Сие, Антонов монастырь в Великом Новгороде, который основал Святой Антоний Римлянин, по преданию приплывший сюда по морю на камне). Святых с именем Антоний много, но по моим скромным исследованиям, жизнь ни одного из них не связана с нашими местами. Значит, это был старец с таким именем, или монастырь был назван в честь, например, Святого Антония Киево-Печёрского, который был особо почитаем в Православной Руси, так как с устава, введённого им по образцу Афонских монастырей, образовывались уставы других российских монастырей. По мнению краеведа В.В. Ястребова старцы пришли к нам с севера. Интересно то, что присоединение Северской земли к Московскому княжеству произошло именно во время первого упоминания Антони

евой пустыни. Краевед Большакова Н.В. предполагает, что наша пустынь образована монахами Троице-Сергиевского монастыря. ("Вотчины Троицко-Сергиевского монастыря". Москва 1999 г.) Думаю, что Большакова Н.В. права: до 70 монастырей было основано в Северо Восточной Руси учениками и последователями "игумена земли Русской" Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевского монастыря. И мы можем гордиться тем, что на одной с ним древней Переславской земле жили наши предки.

Следующая для нас тема - принадлежность Антониевой пустыни к определённой территории, её "подотчётность" церковным и государственным властям. Н.В. Большакова пишет, что ещё в XV веке Василий III, сын Дмитрия Донского пожаловал Троице-Сергиевскому монастырю "всю Клязьму не возбранно", и Антониева пустынь, была в ведении этого монастыря. Наш монастырь мог быть "приписанным" к Троице-Сергиевскому, его филиалом "баз посягательств на автономность". В книге "Переславская десятина" написано о пустыне так: "церковь Покров Святыя Богородицы, монастырь особняк, Антониева пустынь…". Слово "особняк", наверное, и обозначает эту автономность. И здесь же очень интересные строки, говорящие о заботе патриарха о нашей пустыни:

"142 год (1633 год) мая 25 покровского монастыря, Антониевы пустыни строителю старцу Сергию, по патриаршему имянному приказу, в монастырь в келарскую про братию на судовую покупку, на ставцы и на блюда и на лошки и на скатерти рубль дано". У П. Строева читаем, что в 1635 году наш монастырь был Домовой Патриарший. Значит, подчиненность, принадлежность могла быть двойная: к Троице-Сергиевому монастырю и к Патриаршему дому? Видно, для упорядочения этих отношений Иван Грозный в 1546 году установил старшинство Монастырей над небольшими, с 1649 года управлением монастырями стало осуществляться Монастырским приказом, который проводил государственно- финансовую политику в церковных и монастырских вотчинах. Монастыри лишались подавляющего большинства своих городских владений - торгово-ремесленных слобод и дворов на посадах. Произошло усиление контроля государства над монастырями и ограничение роста монастырской земельной собственности. Но церковные власти, конечно, старались компенсировать эти потери, что им иногда удавалось. В 1678 - 1679 годах патриарх Иоаким возбудил дело о компенсации за отобранную у Патриаршего дома в 1649 году подмосковную Савинскую слободу, и тогда Антониеву пустынь приписали к Патриаршему дому, а в 1683 году это решение было подтверждено указом Софьи.

Значит, Антонина пустынь если ранее и принадлежала к Патриаршему Дому, то на других условиях, в другой зависимости. Но монастырю ненадолго осталось существовать, в 1696 году началось единодержавие Петра I, и в этом же году он в своих указах потребовал от епархиальных архиереев ежегодно представлять отчеты о доходах и расходах монастырей в Приказ Большого Дворца "без промедления" составить описи монастырей и монастырских владении. В 1701 году вышел указ Петра, где написано: "В монастыри монахам и монахиням давать определенное количество денег, хлеба в общежительство их, а вотчинами им и никакими угодьями не владеть, не ради разорения монастырей, но лучшего ради исполнения монашеского обещания". Небольшие монастыри подлежали объединению с ближайшими обителями или упразднению, а церкви становились приходскими. Видно, эти указы и послужили упразднению нашего монастыря на рубеже XVII и XVIII веков. Дальнейшую историю нашего поселения постараюсь изложить в следующих статьях.