Вернуться к обычному виду

Антониева пустынь (продолжение)

Рождение и существование Антониевой пустыни относятся к сложным и трудным временам становления Российского государства. Возникла пустынь, вероятно ещё в XV веке, в то время, когда Иоанн III покончил с татаро-монгольским игом.

Это были времена собирания Руси, когда его сын Василий III и его внук Иоанн IV Грозный присоединили к Москве Псковские, Рязанские, Новгородские и многие другие земли, когда строили в Московском Кремле колокольню Иоанна Великого, и Ермак покорял Сибирь. В тяжелые "смутные" времена самозванцев поляки и шведы с огнем и мечом прошли по нашей округе, сожгли Антониеву пустынь, перебили почти всех жителей. Уцелевшие наши предки шли ополчением на помощь Минину и Пожарскому выбивать врагов из Москвы. А в 1613 г., как и на всей Руси, в Антониевой пустыни служили благодарственный молебен с колокольным звоном на избрание на царствование Романова Михаила Федоровича. Короткое время "успокоения" государства, и снова Стенька Разин, жестокий церковный раскол при патриархе Никоне…Все эти события так или иначе отзывались на жизни предков. У меня нет данных о том, какой была пустынь в XVI веке. Некоторые данные есть по XVII веку:

1627-28 годы - 34 двора в пустыни.

1639 год - 51 двор, дани взято 15 алтын.

1640 год - дани взято 25 алтын и 2 деньги.

1653 год - дани взято 2руб., 27 алтын, 5 денег и гривна (дань явно увеличивается, видно растет количество дворов).

1654 год - моровое поветрие, многие умерли.

1672 год - произошел большой пожар.

1677-78 годы - 36 дворов и 1 двор пустой.

1679 год - 37 дворов, 3 двора церковного притча, 5 лавок, 3 "анбара".

Интересно, что по другим данным в 1678 году до 132 дворов в пустыни.

Показания священников всегда были занижены по сравнению с показанием переписных книг, составленных государственными чиновниками, которые ревизовали состояние монастырей. Это объясняется очень простой причиной: таким образом можно было занизить подати ("Переславская десятина жилых данных церквей и пустовых оброчных земель", "Труды Владимирского губернского научного общества по изучению местного края").

Любопытны для нас и такие данные о Покрове: "В нем изстари была таможенная изба: сюда ежегодно присылались из Переславля - Залесского бурмистры и целовальники (сборщики податей, для присяги целовавшие крест), из посадских людей. Вследствие недобросовестности последних в начале XVII столетия возникло любопытное дело. Присланные из Переславля сборщики питейного дохода самовольно перевели в г. Покров из соседней вотчины кн. Прозоровских Малой Покровской Слободки кружечной двор и поместили его под таможенной избой, находившейся вблизи церкви. Это вызвало жалобу в Синод обитателей Покрова: "В церковных воротах - писали они, - бывает завсегда у пьяных людей драка, безчинства и скаредства, которые и описать невозможно, и женскому полу к службе Божией ходить нельзя". После этого Кружечный двор увели снова в Малую Слободку, где был также винокурный завод". (М. Н. Смирнов. "Переславль - Залесский. Его прошлое и настоящее". Москва 1911г).

Интересен для нас и другой вопрос: а почему Антониева пустынь носила именно такое название? Пустыни, монастыри часто носили имя их основателей (Антониев Сийский по имени Святого Антония, основавшего монастырь на северной речке Сие, Антонов монастырь в Великом Новгороде, который основал Святой Антоний Римлянин, по преданию приплывший сюда по морю на камне). Святых с именем Антоний много, но по моим скромным исследованиям, жизнь ни одного из них не связана с нашими местами. Значит, это был старец с таким именем, или монастырь был назван в честь, например, Святого Антония Киево-Печёрского, который был особо почитаем в Православной Руси, так как с устава, введённого им по образцу Афонских монастырей, образовывались уставы других российских монастырей. По мнению краеведа В.В. Ястребова старцы пришли к нам с севера. Интересно то, что присоединение Северской земли к Московскому княжеству произошло именно во время первого упоминания Антониевой пустыни. Краевед Большакова Н.В. предполагает, что наша пустынь образована монахами Троице - Сергиевского монастыря. ("Вотчины Троицко - Сергиевского монастыря" Н. Болыкова М. 1999 г.) Думаю, что Большакова Н.В. права: до 70 монастырей было основано в Северо-Восточной Руси учениками и последователями "игумена земли Русской" Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевского монастыря. И мы можем гордиться тем, что на одной с ним древней Переславской земле жили наши предки.

Следующая для нас тема - принадлежность Антониевой пустыни к определённой территории, её "подотчётность" церковным и государственным властям. Н.В. Большакова пишет, что ещё в 15 веке Василий III, сын Дмитрия Донского пожаловал Троице-Сергиевскому монастырю "всю Клязьму не возбранно", и Антониева пустынь, была в ведении этого монастыря. Наш монастырь мог быть "приписанным" к Троице - Сергиевскому, его филиалом "без посягательств на автономность". В книге "Переславская десятина" написано о пустыне так: "церковь Покров Святыя Богородицы, монастырь особняк, Антониева пустынь…". Слово "особняк", наверное, и обозначает эту автономность. И здесь же очень интересные строки, говорящие о заботе патриарха о нашей пустыни:

"142г. (1633г) мая 25 покровского монастыря, Антониевы пустыни строителю старцу Сергию, по патриаршему имянному приказу, в монастырь в келарскую про братию на судовую покупку, на ставцы и на блюда и на лошки и на скатерти рубль дано". У П. Строева читаем, что в 1635 г. наш монастырь был Домовой Патриарший. Значит, подчиненность, принадлежность могла быть двойная: к Троице-Сергиевому монастырю и к Патриаршему дому? Видно, для упорядочения этих отношений Иван Грозный в 1546 г. установил старшинство Монастырей над небольшими. С 1649 г. управлением монастырями стало осуществляться Монастырским приказом, который проводил государственно - финансовую политику в церковных и монастырских вотчинах. Монастыри лишались подавляющего большинства своих городских владений - торгово-ремесленных слобод и дворов на посадах. Произошло усиление контроля государства над монастырями и ограничение роста монастырской земельной собственности. Но церковные власти, конечно, старались компенсировать эти потери, что им иногда удавалось. В 1678 - 79 гг. патриарх Иоаким возбудил дело о компенсации за отобранную у Патриаршего дома в 1649г. подмосковную Савинскую слободу, и тогда Антониеву пустынь приписали к Патриаршему дому, а в 1683 г. это решение было подтверждено указом Софьи.

Значит, Антонина пустынь если ранее и принадлежала к Патриаршему Дому, то на других условиях, в другой зависимости. Но монастырю недолго осталось существовать. В 1696 г. началось единодержавие Петра 1, и в этом же году он в своих указах потребовал от епархиальных архиереев ежегодно представлять отчеты о доходах и расходах монастырей в Приказ Большого Дворца "без промедления" составить описи монастырей и монастырских владении. В 1701 г. вышел указ Петра, где написано: "В монастыри монахам и монахиням давать определенное количество денег, хлеба в общежительство их, а вотчинами им и никакими угодьями не владеть, не ради разорения монастырей, но лучшего ради исполнения монашеского обещания". Небольшие монастыри подлежали объединению с ближайшими обителями или упразднению, а церкви становились приходскими. Видно, эти указы и послужили упразднению нашего монастыря на рубеже XVII и XVIII веков. Дальнейшую историю нашего поселения постараюсь изложить в следующих статьях.


Л.Б. Колосова,

Директор Краеведческого музея.